"В чем причина загадочного притяжения, которое оказывало море на жителей материка?" Многие задумывались над этими словами Луиса Эрнандеса Альфонсо, вспоминая о подвигах конкистадоров, которые в XV-XVI веках покидали Испанию, чтобы открывать, завоевывать и покорять Новый Свет и Индию.
Историк пишет: "Самое удивительное то, что многие из этих конкистадоров были родом из Эстремадуры - удаленного от моря района, который в то время не имел сообщения с побережьем".
Участники конкисты - моряки, солдаты, священники, архитекторы - были выходцами из разных уголков Иберийского полуострова. Но именно из этого сурового края происходили главные военные вожди: Альмагро, Писарро, Кортес, Нуньес де Бальбоа, Вальвидия, Карвахал, Обандо, Орельяна... Это были настоящие "дети страны" - индивидуалисты, наемники в душе, любители дуэлей.
Бельвис-де-Монрой - восточные ворота Эстремадуры. Здесь, с высоты средневекового замка мы видим первое объяснение загадки. Внизу лежит огромная равнина, простирающаяся к северу до заснеженных хребтов сьерры Гредос. К западу тянется такая же плоская равнина, на краю которой видны похожие на волны холмы. Это "внутреннее море", о котором писал другой историк, каталонец Висенс Вивес, скончавшийся в 1960 году. Он считал, что именно на этих "бескрайних равнинах Кастильского плато" выросли гордые рыцари, готовые к любым приключениям.
Конечно, не все началось здесь, в Бельвисе, но именно в этом городке родилась тяга к духовному покорению Нового Света. Именно отсюда 25 января 1524 года, "в день обращения святого Павла", двенадцать францисканцев, "двенадцать апостолов", по приказу Папы отправились "нести слово евангельское индейцам-язычникам".
Когда двенадцать монахов прибудут в Мексику, конквистадор Эрнан Кортес примет их "на коленях и целуя им руки". Эти монахи, которых "суровость Эстремадуры сделала более подготовленными к встрече с опасностями, чем других", отправились в путешествие из монастыря Святого Франциска. Сегодня это здание, защищенное железной оградой, окружают сорняки. У входа на фаянсовой плите выгравирована памятная надпись: "Доблестным монахам, принесшим веру в Новый Свет". Сам монастырь долгое время был заброшенным. Деньги на его восстановление выделила Мексиканская церковь - в знак "благодарности".
Ремесленники, крестьяне, обедневшие дворяне... Чтобы оценить масштабы, которые приняла эмиграция испанцев в Америку, нужно ехать из Бельвиса в сторону Трухильо. Этот городок, расположенный в центре и сегодня еще бедного района, служит лучшим символом конкисты: сотни ремесленников, крестьян, разорившихся дворян и бедных идальго очертя голову отправились на поиски приключений. Среди них был Франсиско де Орельяна, будущий владетель Эквадора, епископ Херонимо де Лоайса, основавший первый университет в Перу. И конечно, Франсиско Писарро - человек, который со своими 168 солдатами в августе 1533 года покорил империю инков, страну с 12-миллионным населением, равную по площади половине Европы.
В Трухильо изображения Писарро можно встретить повсюду. В центре города возвышается его самая большая статуя весом в 6,5 тонны. В шлеме, с саблей герой возвышается над Площадью оружия (Рlaza de Armas), которая мало изменилась с XVI века: все те же колоннады, дворцы, церкви и монастыри.
Роскошный Дворец конкисты красноречиво свидетельствует о неразрывной связи Трухильо с Перу той эпохи. Воздвигнутый Эрнандо Писарро, одним из трех сыновей Франсиско, дворец увенчан 12 фигурами с европейскими и перуанскими чертами, символизирующими 12 месяцев. В барочной отделке балкона можно различить горельефы Писарро и его любовницы Инес Юпанкви, инкской принцессы.
Поднимаясь по извилистым улочкам Трухильо, мы выходим к родному дому Писарро, точнее - его деда, члена муниципального совета. Посетив этот дом, лучше понимаешь, что заставило этого неграмотного бастарда, сына идальго и служанки, выйти в море: молодой Писарро был типичным представителем той деклассированной эстремадурской знати, которая жила в ностальгии по подвигам Реконкисты и тосковала, предаваясь мечтам о военных походах.
"Я бы не поместил Кортеса в рай". Если отправиться дальше на юг, мы попадаем в Медельин, на родину Эрнана Кортеса, покорителя ацтеков и их столицы Теночтитлана (нынешнего Мехико). О колумбийском Медельине с его печально известным картелем люди наслышаны больше, чем об этой мирной деревушке, расположенной близ города Мерида. Перед зданием мэрии стоит статуя знаменитого конкистадора: в руке он держит меч, ногой попирает ацтекского бога. Неподалеку возвышается церковь Святого Мартина, окруженная пальмами и вся покрытая аистиными гнездами. Здесь в 1485 году Кортес был крещен.
Сельский кюре Франсиско Гарсия, старожил Медельина, безгранично восхищен героем. У него в доме есть полсотни книг, посвященных Эрнану Кортесу, но он отказывается читать о нем лекции в Мехико, так как "там Кортеса ненавидят". "Я бы не поместил Кортеса в рай, но не отправил бы его и в ад", - говорит священник.
Он не упрекает его за "свержение языческих идолов", восхищается им за "его верность Короне и Богу", но не может простить конкистадору того, что тот всю жизнь бегал за юбками. И разумеется, кюре Франсиско Гарсия был бы счастлив сопровождать Кортеса в его "цивилизаторских" экспедициях.