Недавний случай, когда женщина-врач одной из клиник Хоккайдо согласилась умертвить своего пациента, сняв с него маску респиратора, хотя состояние больного не требовало применения эвтаназии, вновь вызвал в медицинских и общественных кругах горячую дискуссию о том, до какого момента врачи обязаны поддерживать жизнь пациента.
С точки зрения закона, ее действие классифицируется как убийство. К этому выводу пришли многие эксперты. Этот случай явно не соответствовал условиям, допускающим эвтаназию из милосердия, которые были установлены в марте 1995 года окружным судом Иокогамы. Тогда суд признал законной эвтаназию, совершенную врачом университетской клиники Токай в префектуре Канагава, поскольку его действия были нацелены на "избавление от невыносимой физической боли умирающего пациента".
Помимо юридических дебатов, большинство медицинских работников выразили понимание и одобрили действия врача. Многие из них заявили, что в своей практике им приходилось неоднократно сталкиваться с подобными ситуациями.
В случае, имевшем место в клинике Хоккайдо, на 90-летнего пациента была надета маска респиратора примерно через 30 минут после того, как перестали функционировать его легкие и сердечно-сосудистая система.
Один из врачей клиники сказал, что, по мнению многих врачей, надевать респираторную маску на той стадии, когда возможность сохранить ему жизнь составляет всего лишь 1%, не имеет никакого смысла.
Это мнение врачей подтверждают и результаты опроса, проведенного в 2003 году министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения. Согласно опросу, 85% респондентов, работающих в сфере медицинского обслуживания, считают, что бессмысленно поддерживать жизнь пациента, когда он входит в устойчивое вегетативное состояние. Количество респондентов, принадлежащих к другим профессиональным сферам, которые дали такой же ответ, составило 80%.
В опросе приняли участие 14 тыс. человек, из них 8800 человек были медицинскими работниками.
Но самую большую трудность вызвал вопрос о том, где следует провести грань между необходимостью терпеливо и кропотливо поддерживать жизнь пациента, находящегося в крайне тяжелом состоянии, и применением эвтаназии. И действительно, эта грань неясна как с юридической, так и с медицинской точек зрения. При подобных обстоятельствах сама ситуация заманивает врачей в ловушку и заставляет их самостоятельно решать, когда следует прекратить оказание помощи безнадежному пациенту.
Как сообщают компетентные источники, врачи многих клиник "помогают" безнадежно больным пожилым пациентам умереть естественной смертью, постепенно сокращая содержание кислорода, поступающего через респираторы и наполняя водой капельницы для внутривенного вливания.
Врач, который практикует подобные действия, говорит, что "они являются составной частью комплекса медицинской помощи и совершаются по усмотрению врачей".
В условиях отсутствия четких официальных правил и рамок, в которых врач обязан оказывать необходимую помощь, чтобы продлить жизнь пациента, врачи выработали метод, который позволяет уменьшить страдания безнадежных пожилых пациентов.
Поэтому многие задаются вопросом, где находится различие между подобными действиями, которые в конечном счете приводят к смерти пациента, и тем, что предприняла врач из Хоккайдо, в отношении которой полиция вела следствие, подозревая ее в убийстве.
Сёити Маэда, преподаватель медицинского факультета Токийского университета и специалист по медицинской этике, говорит: "Что касается врача из Хоккайдо, то самая большая проблема заключается в том, что она была вынуждена самостоятельно принять такое решение".
В данном случае врач пришла к выводу, что у ее пациента наступило омертвение мозга, и она отключила респиратор раньше, чем прошло 24 часа с момента постановки такого диагноза.
"Но если бы клиника имела собственный комитет по этике или персонал, отвечающий за оказание помощи больному, находящемуся в кризисном состоянии, то врач бы предприняла бы действия, не противоречащие закону", - подчеркивает Маэда.
Этот инцидент имел место только вследствие сложившейся ситуации, когда врачи вынуждены самостоятельно принимать самые серьезные решения и нести за них всю ответственность.
Министерство здравоохранения учредило особый комитет по изучению проблемы эвтаназии. Некоторые члены комитета уже предложили ввести руководящие принципы, чтобы предотвратить подобные инциденты.
Инцидент в клинике Хоккайдо еще раз свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования проблемы эвтаназии и определения границ применения этого метода с юридической и медицинской точек зрения.