Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 июня 2007 г.

Дуг Сондерс | Globe and Mail

Лицом к лицу с президентом России: "Там будет человек, который проведет вас через дверь"

Неожиданное приглашение на ужин в неформальной обстановке за город, на дачу Путина. Российский лидер позволяет бросить взгляд на его индивидуальные черты, но никогда не теряет контроля - его руки всегда крепко сжаты

"Я звоню из Кремля, - сообщил мрачный голос в моем мобильном телефоне. - Будьте на Красной площади в пятницу ровно в 15:45. Мы отвезем вас к президенту".

Я знал, что за годы службы в КГБ в Восточной Германии Путин приобрел ряд зловещих и разнообразных навыков и умений. Но идея, что сотрудники его администрации способны опознать канадского журналиста на площади размером в пять футбольных полей, запруженной туристами, все-таки меня поразила. "Может, за мной следят?" - мелькнула мысль.

Голос продолжал: "Идите к Спасской башне. Около башни в кремлевской стене есть маленькая дверь. Там будет человек, который проведет вас через дверь, а оттуда мы отвезем вас на дачу президента".

То была выдержанная в неповторимом русском стиле попытка лидера с неоднозначной репутацией войти в контакт со скептично настроенной аудиторией во всем мире. Путин пригласил по одному журналисту из каждой страны "восьмерки" отужинать с ним в загородной резиденции и интервьюировать его так долго, как мы пожелаем, на любые темы.

Для человека, чей режим не славится транспарентностью, в чьей стране независимые СМИ по большей части либо уже закрыты, либо взяты под контроль государством, такое приглашенин - уникальный жест. Как отметил один из советников Путина, премьер-министр Канады Стивен Харпер никогда не пошел бы на такой шаг.

За кремлевской стеной всех восьмерых репортеров подвергли обыску и посадили в синий минивэн "форд". Нас отвезли из Москвы в Ново-Огарево, просторную усадьбу, построенную "левой рукой Сталина" - Георгием Маленковым - во время его недолгого пребывания у власти в СССР в начале 1950-х. Многочисленные здания усадьбы оставались законсервированными, пока в 2000 году Путин не сделал этот комплекс резиденцией российского президента.

Мы миновали одни строго охраняемые железные ворота, затем другие, проехали по густому лесу, пока нас бесцеремонно не высадили перед современным зданием в романском стиле, декорированном как отель для бизнесменов.

В большой приемной собралась пестрая компания - кремлевские чиновники, российские журналисты, охранники и просто сопровождающие. Все были одеты в строгие деловые костюмы - роскошные и не очень. По-видимому, они собрались там уже давно. Они сидели развалившись во вращающихся креслах, обитых коричневым винилом, играли в бильярд на огромном бильярдном столе и смотрели русский фильм с большим количеством сцен насилия на телевизоре с огромным экраном.

Нам пришлось провести два часа в этом странном преддверии. Атмосферу, набор персонажей и стиль интерьеров можно сравнить только с комнатой Тони Сопрано. Наконец нас впустили в кабинет Путина со стенами, выкрашенными в бледно-зеленый цвет.

Перед его большим письменным столом с инкрустацией стоял стол типа обеденного из светлого дерева, за которым состоялась первая, получасовая часть интервью. Ее снимало российское телевидение.

Затем нас провели наверх в большую столовую. Пока звучали вопросы и ответы, нам подавали изысканный тартар из сибасса с гарниром из черной икры, крабовый гаспачо, очень красивые филе тюрбо и ломтики утиных грудок, а на десерт - сладкий суп из дикой земляники. Путин съел только сладкое и не притрагивался к итальянским винам (он трезвенник).

Все это время - в течение трех часов - Путин, одетый в хорошо скроенный коричневый костюм, говорил очень быстро, без передышки. Он, не заглядывая ни в какие шпаргалки, сыпал удивительно длинными перечнями фактов и цифр.

Он сидел в одной позе, и его лицо по большей части ничего не выражало. Отвечая, он оборачивался к тому из нас, кто задавал вопрос, и смотрел прямо ему в глаза.

Трудно было не вспомнить злосчастный отчет Джорджа Буша о его первой встрече с Путиным в 2001 году: "Я заглянул этому человеку в глаза. Я нашел его чрезвычайно прямым и заслуживающим доверия. Между нами был очень хороший диалог. Я смог почувствовать его душу".

Не думаю, что многие из нас смогли заглянуть столь глубоко, но мы действительно получили хорошее представление о его позиции по многим вопросам.

Путин проявил физическую дисциплинированность, которая, по-видимому, выдает в нем кагэбэшную выучку: он почти не шевелился, руки у него обычно были сцеплены вместе, даже когда он терял самообладание, как случалось несколько раз ("Глупо! Глупость!" - кричал он, говоря о попытках Великобритании добиться экстрадиции бывшего сотрудника КГБ Лугового по обвинению в убийстве), или рассказывал анекдот (всего он рассказал два анекдота). В эти моменты он сдержанно улыбался, но ни разу не рассмеялся.

Источник: Globe and Mail


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru