Рашид Халиди, член палестинской делегации на Мадридской конференции 1991 года, рассказывает о братоубийственной войне между "Фатхом" и "Хамасом" и о совершенных ошибках
Продолжающиеся уже несколько недель братоубийственные столкновения между "Хамасом" и "Фатхом" вызывают недоумение. Член палестинской делегации на Мадридской конференции 1991 года, положившей началу арабо-израильского мирного процесса, получивший кафедру Эдварда Саида в Колумбийском университете, Рашид Халиди в четверг был проездом в Женеве. Он поделился с Le Temps своими размышлениями по палестинскому вопросу.
- Газа погружается в гражданскую войну. "Фатх" и "Хамас" ведут братоубийственную войну. Как до этого дошло?
- После палестинских выборов 2006 года условия жизни в Газе значительно ухудшились. Не уважая демократический выбор палестинцев, международное сообщество, с Израилем, США и ЕС во главе, осадили Газу, превратив ее в тюрьму, в скороварку, готовую взорваться в любой момент.
- Как вы оцениваете действия палестинских лидеров?
- Большинство палестинских лидеров повело себя безответственно. "Фатх" не был готов признать свое поражение на выборах. Что касается "Хамаса", он хотел править в одиночку. Однако выборы не обеспечили ему абсолютную власть. В конце концов, "Фатх" сговорился с Соединенными Штатами о вооруженном противостоянии "Хамасу".
- А политика Израиля?
- Израиль оказывает чудовищное давление на Газу. Он требует, чтобы там действовало соглашение о прекращении огня, но не готов распространять его на Западный берег реки Иордан. Израильтяне хотят, чтобы Газа сохраняла благоразумие и спокойствие в то время, когда на Западном берегу разрушают дома и убивают людей.
- Как участник Мадридской конференции 1991 года, положившей начало мирному процессу, как вы думаете, в чем ошибка?
- Не следовало начинать с промежуточных соглашений, навязанных Вашингтоном. Таким образом мы потеряли девять лет. Вторая ошибка: постоянно продолжали появляться новые еврейские колонии на Западном берегу, несмотря на заверения, предоставленные Соединенными Штатами в октябре 1991 года. А ведь американцы говорили, что надо запретить любые действия, могущие помешать заключению окончательного соглашения. С начала 1990-х население колоний на палестинских территориях увеличилось более чем в два раза. И, наконец, Палестинская автономия не поняла, что на некоторых пунктах необходимо настоять. У палестинцев всегда складывалось впечатление, что руководство автономии чего-то добилось. Но это не так.
- Часто говорили, что в июле 2000 года в Кэмп-Дэвиде Арафат упустил историческую возможность, отказавшись заключить соглашение.
- Отказ Арафата был логичен. Он не мог принять то, что ему предлагали. Он вообще не хотел ехать в Кэмп-Дэвид. Но в конце концов он все же поехал туда без подготовки. Он даже не собирался представлять там палестинский план. Это была грубая ошибка. Ведь прямых переговоров никогда не проводилось. Билл Клинтон и Денис Росс взялись устроить их. На конференции в Осло палестинцы совершили ту же ошибку. Они приехали, чтобы внести изменения в израильский план. В этом заключается разница. По сравнению с израильтянами, приехавшими с очень профессиональными экспертами, "Организация освобождения Палестины" в Тунисе никогда не рассматривала вопрос всерьез. Она доказала свое дилетантство.
- Нерешенность палестинской проблемы, похоже, усугубляет ситуацию на всем Ближнем Востоке. Взять хотя бы "Фатх аль-Ислам" в Ливане.
- Двадцать лет назад в регионе Персидского залива еще могли разражаться кризисы, не связанные с палестинской проблемой. Сегодня все проблемы с Ираком, Афганистаном, "Фатх аль-Ислам" в Ливане взаимосвязаны.
- Как выйти из тупика?
- Уже пора покончить с американскими неоконсерваторами, сделавшими внешнюю политику Вашингтона инфантильной. Ею должны руководить такие люди, как Джеймс Бейкер и Ли Гамильтон. Тогда в скором времени станут возможны и переговоры между Израилем и палестинцами, или между Сирией, Ливаном или Ираном. В противном случае мы можем стать свидетелями взрыва в регионе. Если же американцы нападут на Иран, катастрофа будет еще хуже, чем в Ираке.