Президент Путин предупредил США, что развертывание новой противоракетной системы в Восточной Европе вынудит Россию направить свои ракеты на европейские цели и может привести к ядерной войне.
В эксклюзивном интервью The Times российский лидер сказал: "И это очевидно, что если часть стратегического ядерного потенциала Соединенных Штатов оказывается в Европе и (...) будет нам угрожать, то мы вынуждены будем предпринимать соответствующие ответные шаги".
"Система противоракетной обороны с одной стороны и отсутствие таковой у другой стороны (...) повышает возможность развязывания ядерного конфликта".
Россия обеспокоена планами США развернуть оборонительную сеть в Восточной Европе для сбивания ракет, которые, как они опасаются, может в будущем запустить Иран.
Путин скептически высказался по этому поводу, заявив, что "таких ракет нет. Нет у Ирана ракет с дальностью 5-8 тысяч километров". США настаивают, сказал он, что оборонительная система "направлена на защиту от того, чего не существует. Вам не кажется, что это как минимум смешно? Но было бы смешно, если бы не было так грустно".
Он предположил, что истинным мотивом Соединенных Штатов могло быть желание спровоцировать Россию на совершение ответных шагов и " не допустить дальнейшего сближения России с Европой".
Суровое предупреждение Путина прозвучало всего за несколько дней до начала саммита восьми наиболее индустриально развитых стран.
Его бескомпромиссная позиция по американскому противоракетному щиту, Косово, Ираку и климатическим изменениям отчасти объясняется провалом саммита Россия-ЕС в прошлом месяце.
Путин тепло высказался о "сердечном приеме", оказанном ему Тони Блэром, и отозвался о Гордоне Брауне как "классном специалисте". Но он не оставил места компромиссу в вопросе, поставленном Британией, об экстрадиции Андрея Лугового, бывшего офицера разведки, обвиняемого в убийстве бывшего агента-диссидента Александра Литвиненко посредством радиоактивного отравления в Лондоне.
"С какой стороны ни посмотри на проблему - только одна глупость, - сказал он по поводу запроса об экстрадиции. - Я не вижу ни одной позитивной составляющей из того, что было сделано. (...) со всех сторон одна глупость".
Российские правоохранительные органы расследуют дело, и если будет собрано достаточно материалов, "эти материалы, безусловно, будут переданы в суд", сказал он. Теоретически, добавил он, есть возможные условия, при которых Россия могла бы согласиться на экстрадицию, но "для этого нужно изменить Конституцию".
Но британская сторона не представила основания для такого решительного шага, сказал он. Если руководители британских правоохранительных органов "не знали, что по Конституции России запрещена выдача российских граждан в иностранные государства, то, конечно, под вопрос ставится уровень их компетенции" и "их место (...) в парламенте или в газете", потому что запрос - "это просто пиаровский политический шаг".
Он также был беспощаден к Shell и BP, британским нефтяным гигантам, условия инвестиций которых в российский нефтяной сектор недавно были изменены из-за якобы совершенных нарушений лицензионных соглашений.
Путин настаивал, что он хочет "сотрудничества, а не конфронтации", то и дело обвиняя Соединенные Штаты в несговорчивости. Но из всех возможных разногласий саммита "большой восьмерки", начинающегося в среду в Германии, именно его предостережения об ответной реакции России на американские планы ПРО могут вызвать наибольшие трения.
Он призвал "наших американских партнеров пересмотреть свое решение", предупредив, что "мы снимаем с себя ответственность за наши ответные шаги, потому что не мы являемся инициаторами безусловно назревающей новой гонки вооружений в Европе".
Он добавил: "Мы построим (...) системы преодоления этой системы противоракетной обороны... А какие это будут средства для поражения тех объектов, которые представляют потенциальную угрозу для Российской Федерации, это уже дело техники: баллистические ли или крылатые ракеты, или это могут быть совершенно новые системы - повторяю, это уже дело техники".
Путин сказал, что в качестве ответных мер Россия может приостановить выполнение соглашений о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений.
"Мы вывели за Урал с европейской части России все наши тяжелые вооружения. Мы на 300 тысяч человек сократили наши вооруженные силы. (...) Но что мы увидели в ответ? Восточная Европа наполняется новыми вооружениями, создаются две новые военные базы - в Румынии и в Болгарии, и два позиционных района - локатор в Чехии и ракетные системы в Польше. И мы задаемся вопросом: что происходит? Происходит одностороннее разоружение России".
Он также предупредил, что Россия может выйти из договора с США о ликвидации ракет средней дальности, потому что многие другие страны стремительно развивают эти виды вооружений.