Впервые в истории США чернокожий кандидат баллотируется в президенты от одной из основных партий
Во вторник вечером сенатор Барак Обама провозгласил, что Демократическая партия выдвинула его кандидатом в президенты. Он взял верх в эпическом сражении с сенатором Хиллари Родэм Клинтон. Его избирательная кампания на этапе праймериз вдохновила миллионы избирателей из всех уголков Америки потребовать от Вашингтона перемен в обществе.
Поддержка новых суперделегатов, которые пришли в его стан, можно сказать, в последнюю минуту, а также результаты финальных праймериз в Монтане и Южной Дакоте (правда, Обама победил в одном штате, а г-жа Клинтон - в другом), обеспечили Обаме количество делегатов, превышающее 2118 человек -пороговое значение, которое требуется для выдвижения на августовском съезде партии в Денвере. Победа Обамы - сына чернокожего выходца из Кении и белой уроженки Канзаса - смела межрасовые преграды и свидетельствует о поразительном взлете человека, который всего четыре года тому назад стал сенатором от штата Иллинойс.
"Вы предпочли прислушаться не к своим сомнениям или страхам, но к своим величайшим надеждам и самым смелым устремлениям, - сказал Обама сторонникам на митинге в Сент-Поле. - Сегодня мы отмечаем конец одного похода, имеющего историческое значение, и одновременно начинаем другой - переход, который принесет Америке новые, лучшие дни. Благодаря вам я могу сегодня вечером, стоя перед вами, сказать, что я буду кандидатом в президенты Соединенных Штатов от Демократической партии".
Г-жа Клинтон выразила почтение Обаме, но не сошла с дистанции. "Кампания была длинной, и сегодня вечером я не буду принимать никаких решений", - сказала Клинтон своим сторонникам в Нью-Йорке. По ее словам, она проконсультируется с руководством партии относительно дальнейших действий.
В воинственной речи Клинтон снова изложила свои аргументы, уверяя, что является более сильным кандидатом, а также заявила, что завоевала больше голосов рядовых избирателей (штаб Обамы оспорил это утверждение).
"Я хочу, чтобы 18 миллионам американцев, которые проголосовали за меня, оказали уважение", - произнесла она в Нью-Йорке под громкие аплодисменты.
Однако она воздала должное достижениям Обамы, отметив: "Для меня было большой честью состязаться на праймериз с ним, и такая же честь для меня - называть его моим другом".
Победа Обамы знаменует переход президентской кампании в новую фазу: во вторник вечером кандидат-демократ и сенатор от Аризоны Джон Маккейн заочно схлестнулись в телевизионных обращениях. Поводом стало утверждение Обамы, что Маккейн продолжит курс президента Буша. Маккейн решительно опроверг эту критику, выступая в Кеннере, штат Луизиана, - а именно, дистанцировался от действующего президента, одновременно противопоставив свой широкий опыт послужному списку Обамы.
"Американский народ узнал меня далеко не вчера, между тем как сенатора Обаму он сейчас только узнает", - сказал Маккейн, выступая перед своими приверженцами. Победа Обамы увенчала марафонские состязания за выдвижение от Демократической партии, на которых было побито несколько рекордов: по количеству избирателей, принявших участие в праймериз, по величине собранных и израсходованных сумм, по общей длительности утомительной битвы. Кампания, усугубляемая разногласиями из-за расы и пола кандидатов, изобиловала неожиданными сюжетными поворотами вплоть до своего печального конца: Обама в итоге одержал верх над госпожой Клинтон, которая всего год тому назад, судя по всем признакам, непременно должна была стать первой женщиной, выдвинутой от одной из основных партий. Финальные раунды свидетельствуют, что партия до сих пор расколота: на праймериз в Южной Дакоте победила госпожа Клинтон, а в Монтане - Обама.
В последние часы гонки последовал целый залп заявлений со стороны делегатов-демократов - один за другим они провозглашали, что поддерживают Обаму. Истеблишмент Демократической партии - от экс-президента Джимми Картера до руководителей местных комитетов, входящих в категорию суперделегатов, в течение дня выражали одобрение Обаме.
Когда началось голосование, Обаме требовался 41 делегат для того, чтобы объявить о своем фактическом выдвижении. Когда в Монтане и Южной Дакоте начали закрываться избирательные участки, Обама уже получил нужное количество делегатов для того, чтобы завершить поединок с госпожой Клинтон - битву, которая пять месяцев длилась во всех штатах и на всех территориях США и ознаменовалась 57 беспрецедентными раундами предварительных выборов.
Каждый раз, когда в штаб-квартире Обамы в Чикаго объявлялось, что его поддержал еще один суперделегат, сотрудники штаба устраивали овацию. Это люди из команды Обамы - политической "молодой фирмы", которая может записать себе на счет победу над одной из самых опытных и испытанных структур в стане демократов.
Итак, гонка между кандидатами от демократов, вероятно, завершилась, зато начинается новая глава в истории запутанных трений, характерных для взаимоотношений Барака Обамы и Хиллари Клинтон.
Во вторник в ходе телеконференции с представителями штата Нью-Йорк в Конгрессе США у г-жи Клинтон спросили, готова ли она выйти на президентские выборы в связке с Обамой. Она ответила, что сделает все, что в ее силах, в том числе согласится баллотироваться в вице-президенты, лишь бы помочь демократам пробиться в Белый дом.
Обама, выступая во вторник вечером, выразил почтение своей сопернице.
"Благодаря ей наша партия и наша страна находятся в лучшем положении, - сказал Обама, - и я стал лучше как кандидат благодаря тому, что имел честь состязаться с Хиллари Родэм Клинтон".
Перед тем как во вторник приехать на свой митинг в Нью-Йорке, г-жа Клинтон и горстка ее ближайших советников уединились в ее доме в Чеппекуа, штат Нью-Йорк, чтобы обсудить, когда ей следует прекратить гонку. Днем, общаясь по телефону со своими коллегами - конгрессменами от штата Нью-Йорк, она попросила их потерпеть и подождать, пока она определится с дальнейшими шагами.
Член Палаты представителей Нидия Веласкес (демократ, Нью-Йорк) спросила у г-жи Клинтон, рассмотрит ли та вариант альянса с Обамой. "Она сказала, что, если ей это предложат, она согласится", - сообщила Веласкес.
Г-жа Клинтон заявила, что сделает "все, дабы гарантировать победу демократа", отмечают несколько участников этой телеконференции. Правда, советники Клинтон постарались приуменьшить значимость этого высказывания, но демократы, беседовавшие с ней, придерживаются иного мнения: поскольку Клинтон не уклонилась от ответа и не заявила, что подумает, у них сложилось впечатление, что она готова как минимум поразмыслить над подобным предложением.
"Если сенатор Обама попросит ее стать вице-президентом, она определенно согласится, - сказала член Палаты представителей Кэролайн Маккарти (демократ, Нью-Йорк). - Она явно задумывалась о такой перспективе".
Ни Обама, ни его окружение не прокомментировали эти предположения. Обама не упомянул о них и в своем выступлении вечером во вторник в Миннесоте, которое происходило на том самом стадионе, где на сентябрьском съезде республиканцев Маккейн должен принять предложение партии о его выдвижении кандидатом в президенты.
"Вы можете быть уверены, что когда мы наконец победим в битве за всеобщий доступ к здравоохранению в нашей стране, она сыграет главную роль в этом триумфе, - сказал Обама. - Когда мы реорганизуем нашу политику в области энергетики и спасем наших детей от нищеты, это произойдет благодаря тому, что она потрудилась для достижения этих целей".
Соперничество между Маккейном и Обамой уже несколько недель неуклонно обостряется, но завершение праймериз в стане демократов - это формальный старт пятимесячного состязания за победу на президентских выборах. Эта гонка, судя по речам кандидатов вечером во вторник, будет разворачиваться на фоне электората, который обеспокоен резким подорожанием бензина, ипотечным кризисом и войной в Ираке.
Кроме того, это битва между поколениями - сошлись две совершенно разных личности, два диаметрально противоположны стиля. Маккейн организовал вечернее мероприятие в Луизиане специально для того, чтобы попасть в телевизионные выпуски новостей в день, который в остальном принадлежал демократам.
Примерно через два часа Обама дал ответ Маккейну в речи перед несколькими тысячами сторонников.
"Есть много слов, которыми можно назвать попытку Джона Маккейна выдать его солидарность с политикой Джорджа Буша за некую новую, преодолевающую расхождения между партиями программу, - сказал Обама. - Но слово "перемена" тут неуместно".
Также по теме:
Чернокожий сенатор идет в Белый дом (Обзор прессы)