За три месяца весны российский фондовый рынок вырос почти на 80%, а цены на нефть по сравнению с зимним минимумом поднялись более чем на 20 долларов за баррель. На первый взгляд, такое развитие событий не несет России ничего, кроме выгоды - ведь повышение цен на черное золото на каждый доллар, по некоторым оценкам, оборачивается для ее бюджета ежегодной прибылью в 1,7 млрд долларов. Тем не менее, некоторые аналитики говорят, что нынешний кризис может оказаться для России слишком коротким. Природу этого парадокса разъясняет The New York Times.
В последнюю четверть века резкое ухудшение экономической ситуации в России наблюдалось дважды - на излете советской эпохи и в конце 1990-х. Всякий раз такого рода неприятности влекли за собой перемены, которые открывали путь к дальнейшему росту. В первом случае речь идет о либерализации потребительских цен, создании свободно конвертируемой валюты и приватизации, во втором - о снижении подоходного налога до нынешних 13% и формировании валютного резерва.
Еще зимой, когда цена за баррель нефти не превышала и 40 долларов, казалось, что вновь грядут перемены. В феврале президентский Институт современного развития опубликовал доклад, в котором говорилось, что для оживления экономики, возможно, придется прибегнуть к "политическому либерализму".
Однако теперь, когда нефть подскочила до 60 с лишним долларов за баррель, давление на власти ослабло, требования перемен затихли, началось формирование новой экономической стратегии, которая предполагает, что кризис нужно просто "переждать", отмечает The New York Times.
Это и заставляет отдельных экспертов, таких как главный стратег Renaissance Capital Роланд Нэш, утверждать, что "серьезная проблема с этим кризисом, возможно, состоит в том, что он слишком короток для России".
Впрочем, с точки зрения NYT, и нынешний кризис уже привел к некоторым подвижкам: в советах директоров государственных компаний бюрократы стали сменяться независимыми управляющими, запрет внезапных инспекций пожарной охраны и СЭС "де-факто обернулся налоговой льготой для малого бизнеса", чиновников обязали раскрывать информацию о своих доходах, а на рассмотрение в Думу поступил законопроект о запрете инсайдерских сделок.
Впрочем, сейчас неясно, насколько долго либеральному крылу "удастся сохранять господство в кремлевских дебатах об экономической политике", - подытоживает The New York Times.