Продажа доли ВР в консорциуме ТНК-ВР может ознаменовать собой конец пути концерна в России, но может развязать ему руки для новых проектов как на этой, так и на других перспективных территориях, пишут СМИ. Это одно из самых успешных партнерств в истории корпораций, но оно сопровождалось ожесточенными публичными ссорами и дорогостоящими тяжбами.
Отчего BP продает свою долю в успешном совместном предприятии ТНК-BP? - задается вопросом обозреватель The Independent Маргарета Пагано. Она объясняет так: Путин вернулся в президентское кресло и привел в Кремль многих верных соратников. Игорь Сечин вновь получил бразды правления в качестве главы "Роснефти" и "фактического царя российского топливно-энергетического комплекса". Автор публикации напоминает о неудачной попытке "Роснефти" обменяться акциями с BP и предложении выкупить долю AAR в ТНК-BP. "Неудача стала для Сечина огромным конфузом; по слухам, он все еще злится", - пишет Пагано.
Как считается, "Роснефть" - самый вероятный претендент на долю BP. Но у автора есть и другие предположения: "Лукойл", "Сургутнефтегаз", Statoil, Exxon Mobile. По слухам, AAR рвет и мечет из-за того, что BP продает свою долю.
На взгляд обозревателя, продажа доли в ТНК-BP понравится инвесторам BP, а в России для этой компании найдутся другие проекты: "Путин и Сечин нуждаются в опыте BP".
Акционерам BP сообщили, что они могут получить неожиданную прибыль общим объемом в 10 млрд фунтов стерлингов от продажи российского СП компании, ТНК-BP, пишет The Guardian.
"Московские олигархи, которым принадлежит половина в совместном предприятии, как ожидается, будут основными претендентами на приобретение доли BP, но в числе других заинтересованных сторон - российские государственные корпорации "Роснефть" и "Газпром", а также две крупнейшие китайские нефтяные компании, Sinopec и CNOOC", - сообщает Руперт Нит.
Миллиардеры-олигархи, образующие концерн AAR (российские акционеры ТНК-BP), угрожают сорвать все попытки BP продать ее долю в совместной компании, сообщает The Financial Times. AAR утверждает: по условиям соглашения акционеров BP не вправе без согласия AAR сообщать третьим сторонам конфиденциальную информацию о ТНК-BP. Это касается и деталей самого соглашения акционеров.
Следовательно, потенциальным покупателям будет трудно проверить долю BP перед покупкой. "Фактически AAR получает право вето на любую сделку, а BP будет сложнее уйти из ТНК-BP без риска новых судебных тяжб", - говорится в статье. Впрочем, источник, близкий к BP, сообщил, что в открытом доступе предостаточно информации о ТНК-BP.
Некоторые инвесторы приветствуют возможный уход BP из России, говорится в другом материале The Financial Times. "Для BP это было большое производство в стране с большой долей риска", - отмечает Стивен Торнбер, менеджер фонда Threadneedle Investments и акционер BP. Другие озадачены этим шагом. "Россия - один из богатейших углеводородных регионов мира, с огромными нераскрытыми ресурсами, - сказал представитель ТНК-BP. - Быть там необходимо".
Для некоторых продажа ТНК-BP станет демонстрацией того, что стратегия Дадли по превращению BP в более слаженную и быстрорастущую компанию работает. "Это показывает, что ни руководство BP, ни его активы не являются неприкосновенными", - сказал Крис Уитон, менеджер фонда RCM/Allianz, которому принадлежит доля в BP.
Но для Роберта Дадли есть риски. Неудача сделки по ТНК-BP стала бы ударом для руководителя, репутация которого сильно пострадала от коллапса альянса с "Роснефтью" в прошлом году. "Дадли не может позволить себе еще одного провала, - сказал один из западных банкиров. - Это для него опасная территория".
"Британская нефтедобывающая компания BP оказалась на российском рынке в ситуации цугцванга", - проводит шахматные аналогии редакция The Financial Times. Продажа доли ВР в консорциуме ТНК-ВР с учетом важности России для ВР не может быть желанной для исполнительного директора компании Боба Дадли, но он показывает себя довольно слабым игроком.
Стоимость принадлежащей ВР части акций ТНК-ВР оценивается в 20-30 млрд долларов - сумма немалая, признает издание, но эти деньги могут быстро растаять, поскольку у компании имеются крупные долги и перспектива быть оштрафованной на 20 млрд долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе. Кроме того, "если ВР хочет и без ТНК-ВР остаться в клубе ведущих мировых производителей нефти, ей придется щедро вкладывать деньги в эти регионы, где и без нее полным-полно шахматистов", заключает FT.
В истории с ТНК-BP Путин "выгнал на холод" Великобританию, утверждает Люк Гардинг, корреспондент The Guardian.
Конечно, можно предположить, что потенциальная продажа доли BP в ТНК-BP - решение, принятое из чисто деловых соображений, из-за раздоров с российскими акционерами, пишет Гардинг, но, по словам источников, долю BP вот-вот выкупит некая российская госкомпания. Гардинг уверен: покупатель приценился к акциям только с соизволения кремлевских "верхов".
Несмотря на попытки Дэвида Кэмерона улучшить отношения, Великобритания остается одним из нелюбимых партнеров Кремля в ЕС. По мнению автора статьи, уход BP из России не случайно совпал с периодом плохих двусторонних отношений. В 2000 году Тони Блэр приветствовал Путина как "сотоварища-реформатора", теперь же "партнерству приходит конец".
BP объявила, что спустя 9 лет после эпохального соглашения, которое сделало ее сильнейшим западным игроком российской нефтяной отрасли, хочет продать свою долю в ТНК-BP, сообщает The Sunday Times. Компании нелегко далось это решение, полагает журналист Дэнни Фортсон. Для BP, которая до сих пор не оправилась после катастрофы в Мексиканском заливе, ТНК-BP была одним из редких проблесков удачи.
Конфликт, разгоревшийся на прошлой неделе, восходит к январю 2011 года, когда глава BP Боб Дадли попытался провернуть еще одну крупную сделку в России - с "Роснефтью", напоминает издание. На прошлой неделе добровольно уволился Михаил Фридман, председатель совета директоров ТНК-BP. Инсайдеры считают, что таким образом он принуждает BP плясать под свою дудку.
Главный вопрос: что будет делать BP, если действительно продаст свою долю? И почему BP внезапно захотелось расстаться с ее российской "курочкой, которая несет золотые яйца"? Впрочем, по мнению автора, ТНК-BP с самого момента основания в 2003 году была неидеальной структурой, поскольку ее основали давние противники - Фридман и Джон Браун. Издание напоминает об истории с "Сиданко", и утверждает, что сделка Дадли с "Роснефтью" стала всего лишь "последней каплей".
Между тем в последнее время BP практически упустила много новых возможностей, которые появились благодаря открытию новых месторождений в Африке и Ираке, а также добыче сланцевых газов. "Если Дадли действительно намерен продать российские активы, у него наверняка есть планы реинвестиции этой астрономической суммы", - замечает автор. Собственно, инвесторы уже более года требуют от Дадли какого-то грандиозного шага, который позволит BP сдвинуться с мертвой точки. "Похоже, их желание вот-вот сбудется", - говорится в статье.
"Михаил Фридман, шестой в рейтинге самых богатых людей России, неожиданно ушел с поста главы ТНК-BP, окончательно показав британцам, что больше не хочет с ними работать", - пишет Die Presse. Автор комментария Эдуард Штайнер считает, что нефтяной концерн капитулировал из России.
"Британцам давно пора было понять, что 48-летнего Фридмана нельзя недооценивать", - продолжает автор. Когда иностранные партнеры не шли на его условия, он вынуждал их сдаться с помощью судебных мер.
"То, что в начале 2011 года BP попыталась за спиной Фридмана связаться с "Роснефтью", сегодня представляется фатальной ошибкой", - комментирует автор. По его словам, продав российскую долю, BP сможет быстро компенсировать потери, возникшие после нефтяной катастрофы в Мексике два года назад, однако в долгосрочной перспективе концерн "теряет дойную корову, поскольку на долю ТНК-BP приходилась треть нефтедобычи BP".
Дарья Козлова, аналитик компании Rye, Man&Gor Securities, считает, что борьбу за покупку будут вести два покупателя: ААР и государственная нефтяная компания "Роснефть", пишет La Tribune. После недавнего возвращения на пост главы "Роснефти" соратника Владимира Путина Игоря Сечина, который известен своим стремлением консолидировать нефтяной сектор под управлением государства, заявление ТНК-BP привело к появлению множества предположений.
"Роснефть" уже однажды предприняла неудачную попытку сотрудничества с ТНК-BP - возможно, теперь Сечин хочет взять реванш, - пишет корреспондент Эммануэль Гриншпан. - Не исключено, что BP пытается обменяться своим проблемным активом в ТНК-BP с "Роснефтью", чтобы вернуться в гонку за арктическими месторождениями".