Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 марта 2002 г.

Сабрина Тэвернайз | The New York Times

Борьба за телеэфир в Сибири

С 1993 года Александр Карпов преодолел большой путь в тележурналистики. Тогда в 1993 Карпов вел трансляции выпусков новостей из бомбоубежища под зданием красноярской городской почты.

Он начал вести сводки телевизионных новостей в западном стиле, совершенно новом для Красноярска, сибирского города, где проживает миллион человек. Количество сотрудников увеличилось в десять раз. Компания переехала в большую студию. Журналисты завоевывают награды ТЭФИ, российского эквивалента "Эмми". И, наверно, самое главное, Карпов начал получать прибыль.

Но девять лет спустя каналу "Афонтово" приходится бороться за существование. Его рейтинги в Красноярске упали со второго на четвертое место. Вперед вырвался конкурирующий канал, специализирующийся на скандалах и принадлежавший ранее одному из самых известных российских бандитов.

Карпову сорок лет. В нем есть черта, отсутствующая у большинства российских бизнесменов ? он идеалист. Он считает, что теленовости должны быть сбалансированы, вежливы, что телевидение ? это не только бизнес, но и общественное дело. Его исполненный чувства собственной важности конкурент, двадцатидевятилетний Вадим Востров, управляющий "ТВ?К" ? прежде всего бизнесмен. Вострову нравится политическое влияние, которое приносит с собой телевидение.

"Мы делаем классические новости, а "ТВ?К" постоянно за кем?то охотится, ? сказал Карпов. ? Мы побеждаем на конкурсе для серьезных новостей, но люди охотнее смотрят их, чем нас ? это правда".

В судьбе "Афонтова" нет ничего необычного. Около 600 местных российских телеканалов вынуждены делать сложный выбор между выживанием и честностью. Государство захватило два общенациональных телеканала, снабжавших многие региональные станции часами бесплатного вещания, после чего выживать стало еще трудней. Роскошные государственные каналы, вещающие из Москвы, получают миллионы долларов правительственных кредитов, одновременно поглощая более половины рекламных прибылей страны. Мелким региональным станциям достаются крохи.

Когда финансирование прекращается, станциям приходится заключать сделки с местными бизнесменами или бюрократами. Репортажи продаются за 3000?10 000 долларов в месяц ? крупная сумма для маленькой станции. По условиям таких соглашений оказавшиеся в сложной ситуации каналы делают положительные репортажи об успехах завода, например, о производстве миллионной алюминиевой чушки, и ничего не рассказывают о менее приятных событиях.

"Я лучше буду продавать яблоки, чтобы заработать на жизнь, чем заниматься нечестным телевидением", ? сказал Карпов во время интервью в студии "Афонтово" в желтом кирпичном здании, где в советские времена проходили концерты и дискотеки.

Финансовая независимость дается не даром. В прошлом году медиа?барон Владимир Гусинский потерял свой телеканал НТВ, задолжав государственной компании. Мало кто сомневается в том, что захват был политически мотивирован, но станцию погубила финансовая уязвимость. В январе произошло не менее зловещее событие: под предлогом несостоятельности был отключен от вещания телеканал ТВ-6. Хотя, на самом деле, в предшествующие месяцы канал существенно улучшил свое финансовое состояние.

В последние дни "Афонтово", названный в честь древнего холма, который расположен в окрестностях города, работает на чистом энтузиазме. Карпов создал студию в семи сырых подвальных комнатах, которые затопляло всякий раз, когда возникали неполадки с городской канализацией. Сотрудников не хватало, и он лично выполнял функции шофера. В конце концов, ему удалось сделать свою компанию прибыльной. Ему помогли советы американских консультантов.

"Без экономической свободы прессы не существует. Он очень хорошо понимал, что и к тому, и к другому нужно стремиться одновременно", ? сказала Мег Гейдосик, консультант, занимавшая пост менеджера канала "KTVF" в Фейбэнкс, Аляска (компания, ассоциированная с "CBS").

Сложности начались в 1998 г., когда финансовый кризис привел к краху рекламного рынка. Рынок телерекламы ? крохотные 3 доллара на человека по сравнению со 150 долларами на человека в США ? лишь в прошлом году начал возвращаться на уровень 1997 г. Региональные рынки восстанавливались медленно. По данным Российской ассоциации рекламных агентств, в 2000 г. темпы роста регионов составили 2%, в то время как в Москве ? 45%.

Бюджет Карпова пострадал еще сильнее, когда московская рекламная компания, эксклюзивный агент прибыльных общенациональных государственных сетей, открыла в городе свое представительство и вторглась на местный рынок. В этом году было принято налоговое законодательство, налоговые льготы для СМИ были отменены, что еще больше сократило его падающие прибыли.

Следующий удар последовал после того, как партнерский телеканал "ТНТ", часть империи Гусинского, был захвачен государством и лишился инвестиций. "ТНТ" предоставляет Карпову восемь часов передач ежедневно. Он возлагает вину за падающие рейтинги на низкий уровень передач московской станции.

Конкурирующий канал "ТВ?К" процветает. В кабинете руководителя идет ремонт. Станция делает восемь часов собственных передач в день, чего могут себе позволить не так много компаний.

Руководитель станции Востров опровергает утверждения о том, что его финансируют со стороны. Его канал процветает за счет высоких рейтингов, репортажи таблоидного стиля привлекают большую аудиторию, чем "Афонтово", которое, по его словам, если говорить честно, скучно смотреть. По словам Вострова, бывший инвестор "ТВ-К", прежний владелец опутанного скандалами алюминиевого завода Анатолий Быков, прекратил финансовую поддержку два года назад, когда его увезли из области.

Жизнь столицы региона вращается вокруг алюминиевого завода КРАЗ. Как это принято в России, владельцы завода платили местным телеканалам и заполняли сводки вечерних новостей положительными репортажами, чтобы гарантировать поддержку местного населения. Нынешний владелец завода, компания "Русский Алюминий", недавно закончил строительство телевышки на утесе и собирается создавать собственное телевидение.

Канал Вострова не оставался беспристрастным во время выборов 1998 г., использовав все свои возможности по обливанию грязью, чтобы поддержать предложенного Быковым губернатора, бывшего генерала и кандидата в президенты 1996 г. Александра Лебедя. Когда Быков поссорился с Лебедем, за ним последовал и канал. "Афонтово" делал более сбалансированные репортажи.

Востров, дюжий мужчина в тренировочном костюме (фирменный "прикид" новых русских начала девяностых), утверждает, что его программы больше нравятся зрителям. Например, его журналисты ведут счет разнообразных шуб, которые носит заместитель губернатора Людмила Селиванова, чтобы показать, какая страшная коррупция царит в администрации.

"Мы говорим людям то, что они хотят услышать, ? объясняет Востров. ? Мы не боимся говорить то, что думаем. Людям нравится, когда им рассказывают о том, что плохо".

По его словам "Афонтово" "ненавидит Селиванову еще больше, чем мы ? почему же они не считают ее шубы?".

Карпов тоже шел на компромиссы. В 1998 г. он продал треть своего канала Гусинскому. Деньги пошли на строительство собственной трансляционной вышки, независимой от местного правительства, что редкость для России. Карпов говорит, что Гусинский не высказывал никаких требований к политике канала.

Карпов надеется, что его осторожный, серьезный подход в конце концов принесет плоды. "Стоит один раз продаться за деньги, и остановиться невозможно. Это как беременность ? либо есть, либо нет".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru