Само начало этого инцидента было похожим на эпизод из остросюжетного фильма.
19 февраля 1972 года пять вооруженных членов экстремистской организации "Объединенная Красная Армия" захватили здание горного пансионата Асама-сансо, расположенного недалеко от курортного города Каруидзава (префектура Нагано), и взяли в заложницы женщину.
В последующие 10 дней вокруг пансионата Асама-сансо развернулась широкое драматическое действие со своими мизансценами, кульминационными моментами и "спецэффектами", такими, как брандспойты и шары для разрушения стен. Иногда даже казалось, что здание пансионата было специально подготовлено для съемок.
Каждый момент этой напряженной драмы фиксировался телевизионными камерами.
Вся страна, прикованная к телеэкрану, затаив дыхание, следила за тем, как полиция сражается с боевиками "Красной Армии".
Рейтинг телевидения превысил 89%.
Это был решающий момент в истории Японии во второй половине ХХ столетия.
Драма, которая закончилась спасением заложницы, формировала будущее тележурналистики и характер репортажа новостей.
Все началось, когда руководители японской ультралевой организации "Красная Армия" были арестованы в своем укрытии в горах префектуры Гумма. Пять боевиков сбежали в Каруидзава и захватили здание пансионата Асама-сансо, принадлежавшего фирме по производству музыкальных инструментов "Каваи".
В заложницы была взята 30-летняя супруга смотрителя пансионата.
Натолкнувшись на мощное препятствие при попытке проникнуть в здание, полиция была вынуждена вести долгую и тщательную подготовку.
Но общественное мнение волновал только один вопрос: будет ли спасена заложница?
И единственным способом, который позволял следить за развитием событий, была телевизионная трансляция.
Осада здания продолжалась в течение долгих десяти дней.
28 февраля полиция решила, что пришло время захватить здание силой.
В то утро главной новостью, занимавшей передовые полосы всех газет, был прорыв в отношениях между США и Китаем. Жирные заголовки газет кричали: "США и Китай подписали совместное коммюнике!"
Телекомпания NHK планировала в 10:30 начать трансляцию заседания бюджетной комиссии нижней палаты парламента.
На месте драматических событий в Куруидзава был создан импровизированный корпункт, обеспечивающий постоянную связь со всеми телевизионными каналами. В нем постоянно дежурили корреспондент NHK в Каруидзава Сэйити Фунакубо и диктор Эцуро Хирата. В 9:40 они уже были готовы начать свой репортаж.
Место расположения тележурналистов было идеальным: оно находилось в 100 метрах от центра, где все происходило. Они хорошо видели, как пять вооруженных людей, удерживая заложницу, все еще продолжали возводить баррикады.
В 10:00 все телеканалы, за исключением "Канала 12" (нынешнего Tokyo TV) и Студии образовательных программ, дали прямое включение Асама-сансо в ожидании начала осады здания.
Хирата не поверил своим глазам, когда увидел, как к зданию приближается огромный строительный кран, укрытый со всех сторон бронированными пластинами. Кран тащил тяжелый шар для разрушения стен.
"Что же теперь?" ? воскликнул он.
К удивлению всех, кто смотрел эту трансляцию по телевизору, в 10:50 огромный металлический шар, диаметром в 70 см и весом в 1,7 тонны, начал рушить стены осажденного здания.
С 11:30 в течение получаса радио захлестнул поток путанных сообщений о стрельбе двух полицейских.
В 12:47 оператор телекомпании "Синэцу хосо" был ранен в ногу.
Хирата, ведя прямой репортаж, сообщал о несчастных случаях так: "Одни люди устремляются к другим и преднамеренно стреляют в них. Живая картина этой трагедии непрерывно транслируется по телевидению и приходит в каждый дом. Все это кажется слишком странным. Это пугает".
Как показали данные исследования, рейтинг NHK и коммерческих телекомпаний, ведущих эту трансляцию, в районе Канто превысил 80%.
Хисаси Хиэда, президент телекомпании TV Fuji, лично вел программу новостей и одновременно редактировал материалы, подготовленные к эфиру.
Чувствуя, что наступает критический момент, Хиэда распорядился отменить всю рекламу и плановые передачи канала.
Прямая трансляция и показ в записи драмы об освобождении заложницы заняли на канале TV Fuji почти 9 часов эфирного времени.
Был отменен показ 249 рекламных роликов ? более чем на час с четвертью эфира.
В итоге в 1972 году компания TV Fuji понесла убытки на сумму 20 миллионов иен.
Но это был не первый раз, когда TV Fuji отменяла на своем канале показ рекламы.
Говоря об Асама-сансо, Хиэда вспоминает: "В освещении этого события нам помог весь ценный опыт, который мы приобрели за время предыдущих чрезвычайных ситуаций, таких, как волнения в Токийском университете и угон самолета в Пхеньян".
В январе 1969 года активисты студенческого движения захватили зал Ясуда в Токийском университете. Япония тогда переживала весьма бурный период.
Хиэда связался с коммерческим отделом. "Мы не должны транслировать рекламу в такое время, - сказал он - Подумайте о том, что трагедия может коснуться каждого из нас, в том числе и наших спонсоров".
Телекомпании TBS и NET (теперь Asahi National Broadcasting Co.) последовали примеру TV Fuji.
Компания NTV отменила необычайно популярную в то время мультипликационную программу о бейсболе "Кёдзин-но хоси", эфир которой был запланирован на 18:00.
У спонсоров телекомпаний не оставалось иного выбора, кроме как следить по телевизору за событиями в Асама-сансо и не отвлекаться на иные темы.
В 18:15 полиция наконец-то сообщила о том, что заложница спасена.
Через несколько минут все пять боевиков "Красной Армии", в том числе и самый молодой, которому было всего 16 лет, были задержаны.
В 18:26 рейтинг телевидения достиг максимума ? 89,7%.
Только каналу TV Fuji, который использовал переносные камеры, удалось снять крупным планом задержанных, когда их вели к полицейским машинам.
Студия TV Fuji, в которой сотрудники готовили эфир, взорвалась от криков радости и аплодисментов.
Инцидент в Асама-сансо стал чрезвычайно важным для телевидения во многих отношениях.
Это событие побудило диктора NTV Ясуси Kуно изменить свою карьеру. Он стал репортером и продолжал следить за расследованием инцидента.
Опыт, который приобрел во время освещения этих событий оператор NTV Ко Тагути, еще более укрепил его веру в могущество телевидения.
"Прежде всего, телевидение должно быть реалистичным, - говорит он, - Камера позволяет уловить истинный характер человеческой природы".
Освещение инцидента в Асама-сансо также бросило вызов укоренившемуся мнению о том, что качество телевизионного обозрения значительно уступает качеству газетного репортажа.
Чувство гордости за еще одно обретенное преимущество охватило всю телевизионную индустрию.
В то время на канале TV Fuji ежедневной программе новостей отводилось в эфире менее часа.
Компания старалась уклоняться от программ новостей, которые были дорогостоящими и имели незначительную финансовую отдачу.
Но после инцидента в Асама-сансо положение существенно изменилось.
Новостям стало отводиться наибольшее количество времени, и спонсоры мчались наперегонки, чтобы поддержать эти программы.