От повышенного внимания дети выигрывают во всем, не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном отношении. Без внимания их развитие страдает. Может быть, это не обязательно ? ведь не исключено существование социума с другими взаимосвязями, когда посторонние люди дают глубокую поддержку и надежную опору.
В любом случае, как нам известно, человеческая жизнь, начиная с самых ранних этапов, развивается в интенсивных взаимоотношениях с другим человеком. Это можно увидеть в детстве, когда развитие младенца тесно связано с матерью.
Наблюдение за малышом и матерью, когда они вместе, вызывает в памяти синхронизированный танец: за мгновенной реакцией ребенка следует соответствующая реакция матери. Если синхронность этих отношений разлаживается или каким-то образом подавляется, у ребенка появляются признаки недомогания.
Мы знаем также, что грамотность повышается благодаря разговорам с родителями. У сказок, прочитанных на ночь, и любых других видов чтения, есть то преимущество, что по ходу дела родители объясняют происходящее в окружающем мире. В книге ребенок может увидеть, что младший брат плачет, а это может означать, что он устал, голоден или ему больно.
Таким образом, через разговор дети получают эмоциональное образование и первые представления о чувствах других людей. Ответы родителей очень значимы, потому что дети учатся у них в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Эти ответы приспособлены к уровню понимания и словарному запасу ребенка, к тому, что ребенок видит здесь и сейчас.
Однако эту роль может играть не обязательно родитель. Речь идет о человеке, который прекрасно знает ребенка, заботится о нем, привязан к нему.
Быть родителем ? тяжелый труд, хотя мы не воспринимаем его как работу, поскольку за него не платят. Общество в общем-то не ценит труд, связанный с уходом за детьми и их воспитанием.
На словах мы воздаем должное этому роду деятельности и порицаем людей, которые явно не справляются с обычными родительскими обязанностями. Однако все большее количество семей нуждается в двух зарплатах, и в последние 50?60 лет социальная ценность родительства снижается.
Хотя много детей, имеющих двух энергичных работающих родителей, это прекрасно, оценить результаты в целом трудно. Нельзя сказать, что, если оба родителя заняты полный рабочий день, их дети будут хуже. Тем не менее растить детей - важная работа, кто бы ею ни занимался.