Необычная история офицера СС, еврея по национальности, который руководил еврейским трудовым лагерем "Лента" в Пардаугаве, вызвала новые дискуссии о сотрудничестве стран Балтии и антисемитов в Германии в годы войны.
Фриц Шервиц был либо вторым Оскаром Шиндлером, спасавшим евреев от смерти в трудовом лагере возле Риги, либо искусным мошенником. "Сегодня евреи, латыши и немцы должны найти ответ на вопрос, кем на самом деле являлся Шервиц", - считает директор Еврейского музея в Латвии Маргис Вестерманц.
Шервиц родился в 1903 году в Прибалтике, в семье еврея-ремесленника из деревни. Он говорил на трех языках - идише, немецком и русском. В 17-летнем возрасте Шервиц вступил в правую военизированную группировку Freikorps, а в 1933 году стал офицером СС. Нацисты не стали расследовать историю семьи и приняли на веру документы о том, что Шервиц является "арийцем", учитывая, что за Шервица поручились коллеги-нацисты. Он сказал, что деревня, в которой он родился, сгорела и там сгорели все его документы. На самом деле, Шервиц мог просто придумать название этой деревни.
Он быстро продвигался вверх в иерархии СС и вошел в так называемую "Айнзац-группу А-2", участники которой вместе с латвийскими коллаборационистами уничтожили около 32 тысяч человек, в основном евреев, в пригороде Риги в 1941 году. Позже Шервиц заявлял, что он не участвовал в этом массовом убийстве. Но он явно пользовался доверием эсэсовского начальства, которое поставило его во главе трудового лагеря.
После того как он стал начальником лагеря, Шервиц умело стравливал эсэсовцев друг с другом. Он направил на строительство вилл высокопоставленных эсэсовцев 90 евреев, которых планировалось ликвидировать, при этом для направления на работу им были выданы удостоверения личности, которые спасли им жизнь. Он создал в своем лагере мастерскую по пошиву формы, а также другой одежды и нижнего белья для эсэсовцев, их родственников и друзей. В результате число заключенных лагеря было увеличено до 900 человек, большему числу евреев удалось выжить. Но одновременно с этим Шервиц направлял евреев в концлагеря.
Во время войны он скрывал свои еврейские корни. После войны он бежал в Баварию, где сообщил о своей национальности представителям американских оккупационных сил, но скрыл от них свою причастность к трудовому лагерю. Американцы доверили Шервицу руководить фондом, который выплачивал компенсации евреям, пострадавшим в годы войны. Немецкие власти не стали расследовать послужной список Шервица из опасений, что их обвинят в антисемитизме.
Но в 1948 году Шервиц был осужден и приговорен немецким судом к шести годам заключения за убийство троих заключенных-евреев, которые пытались сбежать из лагеря, который он возглавлял.
Некоторые люди считают, что Шервиц, умерший в 1962 году, на самом деле был мошенником, который после войны выдавал себя за еврея в надежде избежать наказания за военные преступления.
Анита Куглер, автор книги "Шервиц - еврей и офицер СС" придерживается другого мнения. Она считает, что Шервиц был "вторым Шиндлером" и пишет о том, что, когда эсэсовцы стали расстреливать жителей рижского гетто, Шервиц запер своих рабочих в зданиях фабрик, с тем чтобы спасти им жизнь.
Немцы не выказывают энтузиазма, чтобы чествовать Шервица так, как они чествуют Оскара Шиндлера: Шервица считают евреем, в то время как Шиндлер был немцем по национальности.
Латыши вновь столкнулись с нелицеприятными фактами из своей истории. Латвийские историки имеют тенденцию преувеличивать жестокости советской оккупации по сравнению с нацистской оккупацией, и это привело к тому, что трагедия евреев на территории Латвии в годы войны всячески умалчивается.