20 лет назад Йосси Клейн Халеви в форме резервиста продвигался между лагерями беженцев в Газе. По песку текли сточные воды, старики и дети смотрели на него с отчаянием. "Ночью мы входили в их спальни, - пишет он в Los Angeles Times, - арестовывали подозреваемых, людей, обвинявшихся в терроризме или не оплативших счета за воду. В большей степени полицейские, чем военные, мы навязывали оккупацию, которая угрожала еврейскому и демократическому характеру государства. Именно тогда родился израильтянин с чувством вины, готовый рисковать чем угодно ради мира".
"Того израильтянина больше нет, - говорит он по телефону из Иерусалима. - Он умер, и внутри меня тоже. Только вы в Европе все еще верите в то, что он существует, потому что вам нравятся наши красивые души, готовые принять на себя вину за все беды Ближнего Востока. Знайте: таких - меньшинство". Интеллектуал из Shalem Center, Клейн Халеви убежден, что даже непопулярного Эхуда Ольмерта поддержала вся страна, когда он ответил "Не надо читать нам мораль", парировав обвинения в чрезмерном применении силы в Газе. "Проведение операции в эти дни было неизбежным. Армия должна была войти в сектор Газа после прорыва на границе с Египтом. Мы поняли, что от кустарных снарядов "Кассам" они уже перешли к "Катюшам". "Хамас" начинает превращаться во вторую "Хизбаллу".
64% израильтян положительно относятся к переговорам по прекращению огня с интегралистами. В эти недели на правительство Ольмерта оказывается давление, чтобы оно вмешалось и прекратило ежедневные бомбардировки израильских городов. "Израильтяне чувствуют, что их национальный суверенитет рушится, что границы сужаются. На севере Хайфа, третий по величине город страны, обстреливается ракетами "Хизбаллы". На юге угроза смещается в направлении таких центров, как Ашкелон и Ашдод. Наша сдерживающая сила слабеет, и правительство должно действовать, чтобы восстановить ее".
Он называет операцию, которая прошла в эти дни в Газе, "полумерой". Он предупреждает, что еврейское государство "должно избегать спорадических столкновений и должно решить, готово ли оно оккупировать сектор Газа. В противном случае надо вступать в переговоры". Израильская организация B'Tselem выступила с опровержением данных израильской армии о том, что среди убитых 90 боевиков: по данным правозащитной организации, из 106 погибших гражданских жертв - 54. "В ходе подобной войны число вовлеченных в нее гражданских лиц будет только расти. Международная общественность будет оказывать давление на Израиль, и рано или поздно он будет вынужден согласиться на прекращение огня. И это станет победой "Хамаса".
Ами Аялон, министр без портфеля и бывший глава "Шин-Бет", выступая по военному радио, объяснил, что "нельзя говорить о поражении или победе, когда речь идет о таком феномене, как "Хамас". Клейн Халеви готов представить свое определение победы в схватке с фундаменталистским движением: "Свержение режима "Хамаса" в ходе широкомасштабной операции с учетом уроков ливанской кампании: не стоит ввязываться в войну, не учитывая дипломатический контекст; нельзя вступать в конфликт без определенной цели. Ольмерт дал согласие на проведение ограниченной операции в Газе, потому что пока еще не ясна цель. В этом вся проблема".
Следует лишить фундаменталистов господства в секторе Газа, чтобы вернуть его "Фатху" президента Абу Мазена (Махмуда Аббаса). "Я все еще убежден, что "Фатх" не является хорошим решением, он не намного лучше "Хамаса", если речь идет о легитимизации Израиля. Принципиальная разница заключается в том, что война "Фатха" против нас - националистическая, а война "Хамаса" - теологическая. Легче урегулировать первый тип конфликта. Если интегралисты пробудут у власти еще одно поколение, не останется никого, с кем можно будет вести диалог. Меня больше беспокоит власть "Хамаса" в сфере образования, чем сила их вооруженных формирований. Террористы - это военно-тактическая проблема, тогда как образование - это стратегический вопрос на долгосрочную перспективу".