Популярный российский писатель Борис Акунин, чье настоящее имя Григорий Чхартишвили, ко всеобщему удивлению, в том числе своему собственностью, сделался одним из авторитетных голосов оппозиционного движения, пишет Financial Times. Журналист Джон Торнхилл побеседовал с Акуниным в Лондоне.
"Акунин продемонстрировал, что он отчасти нестандартный русский: пришел в ресторан пунктуально, к назначенному времени", - пишет автор, поясняя, что интервью состоялось в лондонском ресторане Mari Vanna. С виду он похож на интеллектуала-интроверта, чья среда обитания - библиотека, а не марши протеста.
Речь зашла об образе Фандорина. "Фандорин популярен, так как олицетворяет все черты, которых недостает в русском менталитете. Он должен был стать очень скромным, ни в коей мере не гипертрофированным детищем порядка, а не хаоса, настоящим конфуцианцем", - говорит Акунин. Правда, со временем Фандорин перестал беспрекословно подчиняться автору, добавил он.
Некоторые критики нашли в Фандорине сходство с мифологизированным образом Путина времен службы в КГБ. Акунин возразил: "Я считаю это мнение оскорбительным. Кстати, оно ошибочно. Путин - не конфуцианец. Он не прислушивается к внутреннему голосу. Он не отличает правильного от неправильного".
Другие говорят, что стоицизм Фандорина напоминает им о Ходорковском. Против этого сравнения Акунин не стал возражать: "Ходорковский действительно похож на людей, о которых пишут в романах: богатейший человек России брошен в тюрьму и становится образцом человеческого достоинства и храбрости". Писатель добавил: "Теперь он один из самых свободных людей в России, хотя и сидит за решеткой. Все другие олигархи связаны Кремлем по рукам и ногам". В глазах Акунина судьба Ходорковского - очередной эпизод извечной борьбы аристократии духа с "арестократией" в России.
Разговор зашел о Москве. Акунин сказал, что энергия и непредсказуемость этого города стимулируют его творческие силы. "Мне повезло, что я родился в СССР и живу в России", - заметил он. "Если ты родился в спокойной стране, то можешь дожить до 90 лет, так и не узнав, кто ты на самом деле, так как жизнь не подвергает тебя суровым испытаниям. За свои 56 лет я прожил в России пять или шесть жизней".
Акунин дал понять в интервью, что забросил детективы и приступил к работе над новым проектом. "Проект займет много лет, в нем будут сплетаться художественная литература и документальная", - пересказывает журналист. По словам Акунина, эта перемена совпала с углублением интереса к политике на фоне протестного движения.
В интервью Акунин обрисовал 4 сценария будущего России. "Первый - Путин каким-то образом сумеет переломить ситуацию и вновь завоевать доверие народа. Второй - полмиллиона протестующих выйдут на улицы Москвы, произойдет мирная революция. Третий - протесты перейдут в кровопролитие, и либо будет свергнут режим, либо осуществится первый сценарий. Четвертый - режим приступит к реальным реформам", - говорится в статье. Год назад Акунин считал, что четвертый вариант - самый вероятный, ибо наименее болезненный. "Но, увы, трещина между Путиным и обществом расширяется. Путин ведет себя глупо, и вероятность революции нарастает", - сказал писатель.
Акунин верит, что средний класс потребует покончить с коррупцией и провести демократические реформы. Но он опасается, что даже бескровная революция обернется коллапсом, отмечает журналист. Страну раздирают межрегиональные противоречия, она нашпигована ядерным оружием. "Акунин остро чувствует угрозу возрождающегося русского национализма, и в Кремле, и в некоторых кругах оппозиции", - отмечает автор.
По словам Акунина, политика для него временное занятие. "Как он выразился, он хочет потушить пожар, бушующий в России, но не намерен становиться профессиональным пожарным", - говорится в статье. Больше всего Акунин ценит комплименты от читателей, которым его книги помогли забыть о невзгодах.