3 марта исполнился год с момента задержания активисток женской панк-группы Pussy Riot, напоминает Tageszeitung. В этот день в музейном центре имени Сахарова состоялась театральная постановка молодого швейцарского режиссера Мило Рау, воспроизводящая процесс над активистками. По словам автора статьи, Рау считает своей задачей "художественную реконструкцию" реальных исторических событий.
По словам Рау, "реконструкция" событий открывает возможность нового подхода, и все участники получают шанс еще раз "основательно обдумать" произошедшее без манипулятивного вмешательства режиссера.
По данным издания, в прошедшие выходные "реконструировался" не только процесс против Pussy Riot, но и процессы, по мнению Рау, послужившие предвестниками нашумевшего дела. Речь идет о деле о разгроме выставки "Осторожно, религия" в 2003 году и суде над ее кураторами, приговоренными к денежным штрафам за оскорбление верующих; "впервые наметилась близость между религиозно-клерикальным фундаментализмом и патриотическими лозунгами путинской спецслужбистской России", пишет автор. Кроме того, Рау воспроизводит процесс 2007-2010 годов против кураторов выставки "Запретное искусство", на которой присутствовали произведения, отобранные из запасников Третьяковской галереи тогдашним руководителем ее отдела по современному искусству Андреем Ерофеевым. Произведения были признаны "травмирующими", и кураторов выставки приговорили к штрафам.
"Исход дела "искусство против религии" не определен", - пишет автор. "Рау знает Россию слишком хорошо, чтобы предаваться иллюзии о том, что авторитарные базовые структуры общества навязаны ему против его воли".
Автор подчеркивает, что Рау отказался от актеров: участники постановки принимали участие и в реальных событиях. "Даже святоши, громившие выставки, согласились присоединиться к постановке", - отмечает автор. Так, в роли одного из обвинителей выступил единоросс Алексей Чуев, "воспринимающий себя как реакционный хранитель досовременной России", а роль прокурора взял на себя телеведущий Максим Шевченко, "тоже представитель вида, пышно цветущего на берегу православного красно-коричневого болота".
"Однако Рау испытывает по отношению ко всем определенную симпатию: и к фашистам-денди, и к евразийским псевдофилософам", - пишет автор. По словам Рау, Россия до сих пор порождает специфических личностей и типажи, в то время как на Западе эти типажи уже давно подверглись усреднению.