Отношение к Иосифу Сталину в современной Грузии, пишет журналист Алан Позэнер в немецком издании Die Welt, определяется двумя факторами. С одной стороны, даже спустя 60 лет после смерти диктатора местное население продолжает почитать Сталина. Так, жители Гори были крайне возмущены, когда власти тайком, под покровом ночи снесли его статую.
С другой - официальные власти всеми силами пытаются вычеркнуть из истории государства советский период: уничтожаются здания и постройки той эпохи, в Тбилиси на постоянной основе работает Музей советской оккупации, "в лучших традициях коммунистической пропаганды представляющий грузин в виде угнетенного народа, который беспрестанно и, несмотря на ужасные жертвы со своей стороны, вел борьбу с угнетательницей Россией", говорится в статье.
Автор задается вопросом: получается, что грузины, из среды которых вышел не только сам Сталин, но и многие другие палачи, вроде Лаврентия Берии и Серго Орджоникидзе, живут в когнитивном диссонансе? Почитают Сталина и ненавидят "советскую оккупацию"? Между тем, замечает Позэнер, в советские времена Грузия была настоящим курортным раем, "образцово-показательной республикой", а грузины, по воспоминаниям американского прозаика Джона Стэйнбека, лучше всех одевались, лучше всех выглядели и пребывали в наилучшем настроении во всем Союзе.
Ситуацию разъясняет историк и журналистка, специализирующаяся на сталинской эпохе, - Нестан "Нека" Харквиани. По мнению историка, грузины рассматривают Сталина не в качестве представителя системы тотального подавления, а в свете "национального комплекса неполноценности по отношению к России". "Посмотрите, - рассказывает Харквиани: - Грузия - маленькая страна с шестимиллионным населением, но именно ее сын - грузин - долгое время руководил огромной империей". "Хотя официально грузинское руководство и осуждает реставрацию памятников Сталину и продолжение его культа личности, оно бессильно противостоять этой гордости, так как этот культ личности является одновременно культом нации, тем, что подогревает антироссийские настроения в обществе". К тому же, продолжает Нека, грузины считают: "Это в Москве были убежденные коммунисты, мы же были оппортунистами".
Когда на XX съезде КПСС новый генеральный секретарь Никита Хрущев подверг осуждению культ личности Сталина, в Тбилиси прошли массовые демонстрации. Естественно, подчеркивает издание, против Хрущева. Тогда говорили: "Этот русский принялся осуждать Сталина лишь потому, что он грузин". Также хватало людей, которые говорили: "В конце концов, Сталин сделал много плохого русским, и поделом им", - добавляет Нека.