"На протяжении многих веков мир в Европе регулярно нарушался из-за того, что границы государств не точно совпадали с этническими, языковыми и конфессиональными узорами. Эта проблема только усилилась после Первой мировой войны, сокрушившей империи Габсбургов и Романовых, а также Османскую империю. Украина - это осколок первых двух и сосед тех, кто пережил крушение последней", - пишет обозреватель The Washington Post Джордж Ф.Уилл.
Вмешательство миротворца, одного из предшественников Джона Керри из числа американских прогрессивных деятелей, жаждущих поделиться с миром своими знаниями о навязывании рациональности примитивным обществам, только усугубило проблемы, оставшиеся в наследство от той войны. Речь идет об американском президенте Вудро Вильсоне, пишет автор.
"Вильсон ввел в дипломатический дискурс идею о том, что "самоопределение" - это всеобщее право и "императивный принцип поведения", - напоминает автор статьи. - Сразу несколько из его "Четырнадцати пунктов" касались самоопределения. Но какую "самость" он имел в виду? Иногда он говорил о самоопределении "наций", иногда - "народов", словно это синонимы".
По выражению госсекретаря Вильсона Роберта Лансинга, "непродуманное" выражение "самоопределение" "начинено динамитом? Я боюсь, оно будет стоить тысяч жизней".
"В то время как в 1918 году Вильсон работал над фразами, немецкий капрал, восстанавливающийся после газовой атаки, строил свои планы, - говорится в статье. - 27 сентября 1938 года этот капрал, к тому времени уже канцлер Германии, заявил, что "судетским немцам было попросту отказано в праве на самоопределение, которое президент Вильсон провозгласил самой важной основой национальной жизни". Чехословакия была разделена, но война все равно началась.
За три месяца до окончания войны архитекторы победы - Рузвельт, Черчилль и Сталин - встретились именно там, где Путин сейчас усиливает свой контроль: в Крыму, напоминает автор статьи. "Консерваторы, которые не должны быть настолько глупы, часто говорят, что Ялтинская конференция "отдала" Восточную Европу Советскому Союзу. На самом деле Красная Армия как раз была в процессе завладения ею. У союзников Сталина, к которым тогда относились США и Британия, было не больше шансов воспротивиться этому военными средствами, чем сейчас - агрессии Путина", - подчеркивает Уилл.
"Барак Обама, втянувший Америку в семимесячную войну с Ливией, возможно, потому, что это предприятие не было запятнано государственными интересами США, ищет дипломатические и особенно экономические рычаги давления на обветшалое путинское государство, чтобы обеспечить осуществление важнейшего интереса США - лишить его Украины", - иронизирует обозреватель.
"До тех пор, пока Обама не найдет таких рычагов, его безудержное скатывание на территорию Джимми Картера продолжится", - констатирует автор.
"Путин внес свою лепту в "миниатюризацию" Обамы на фоне раны, которую тот нанес сам себе, - Obamacare, - одновременно подорвавшей веру в его компетентность и порядочность и способной преследовать его с такими же разрушительными последствиями, как иранский кризис с захватом заложников - Картера", - заключает Уилл.