"Я не уверен, что Махмуд Аббас долго продержится после нашего ухода из сектора Газа". Произнесенная в интервью тель-авивской газете Yediot Aharonot, эта фраза главы израильской военной разведки Аарона Зееви Фаркаша вполне отражает точку зрения политических и военных руководителей Иерусалима. Они убеждены, что недавний израильско-палестинский саммит в Шарм-эш-Шейхе приведет не к возобновлению мирного процесса, а наоборот, к новому витку насилия.
По данным спецслужб еврейского государства, и в первую очередь "Шабак" (Общая служба безопасности, занимающаяся, в частности, засылкой агентуры в палестинские организации), третий раунд интифады наверняка начнется осенью, после палестинских парламентских выборов 17 июля и эвакуации еврейских поселений из Газы, которая должна начаться 15 августа.
В Европе такие прогнозы, разумеется, воспринимаются как алармистские, так как палестинский председатель и Ариэль Шарон продолжают призывать к диалогу, а международное сообщество выступает со все новыми инициативами по укреплению сотрудничества между двумя сторонами. Однако на местах ситуация после саммита в Шарм-эш-Шейхе практически не изменилась. Впрочем, достаточно проехать по территориям, чтобы убедиться в повсеместном израильском военном присутствии и недовольстве палестинского населения, которому "тадийя" - перемирие, объявленное в марте боевыми организациями, - собственно, ничего не дает.
Конечно, после трудных переговоров еврейское государство вернуло Палестинской администрации два из шести городов Западного берега Иордана, которые оно оккупировало с 2001 года. Но ЦАХАЛ не снимает оцепления вокруг них и продолжает проводить там силовые операции, как если бы саммита в Шарм-эш-Шейхе и не было. При этом колонизация Западного берега не останавливается, а сооружение барьера безопасности входит в завершающую стадию.
Что касается вопроса о 7500 палестинских заключенных, удерживаемых Израилем (главной проблемы для населения территорий), то она по-прежнему не решена. Четыреста из них - "мелкая рыбешка" - после саммита в Шарм-эш-Шейхе вышли на свободу, но Шарон обещал выпустить из тюрем в два раза больше.
Каков же результат? Несмотря на реорганизацию палестинских служб безопасности, начатую Аббасом, который заменил их коррумпированных или некомпетентных руководителей, количество стычек с ЦАХАЛом с 1 апреля увеличилось на 317%. Обстрелы израильского города Сдерот самодельными ракетами "Кассам" возобновились. А демонстрации против продолжения оккупации стали ежедневными, как и попытки совершения самоубийственных терактов на территории самого еврейского государства.
Также считая возобновление боевых действий "неизбежным", "Хамас", "Исламский джихад", НФОП и "Комитеты народной оппозиции" дразнят Аббаса и его нового министра внутренних дел Насера Юсефа, отказываясь складывать оружие. В своей пропаганде эти группировки не скрывают, что они используют перемирие, чтобы усилить свой арсенал за счет приобретения более современного оружия или налаживания производства ракет "Кассам" на Западном берегу - дабы в ходе будущего столкновения иметь возможность нанести удар в самое сердце Израиля.
Недовольство палестинцев тем более велико, что блокада Западного берега и сектора Газа сохраняется, разрешения на работу в Израиле выдаются "по капле" и экономическое положение палестинцев продолжает ухудшаться. Всемирный банк, опубликовавший в декабре 2004 года доклад "Стагнация или возрождение? Перспективы палестинской экономики после израильского одностороннего размежевания", приходит к выводу, что уход израильтян из Газы не изменит ситуации, если не будут отменены ограничения, мешающие свободной циркуляции товаров и людей на территориях. Между тем, по признанию Шарона и его министра обороны Шауля Мофаза, "подобные меры пока не стоят в повестке дня".
В июле 2000 года (за три месяца до начала интифады Аль-Аксы) Марван Баргути - в то время еще никому не известный молодой депутат от движения "Фатх" - предупреждал Израиль, что если на территориях в ближайшее время "что-нибудь" не изменится, то произойдет взрыв. Его никто не услышал.
Пять лет спустя, сидя в израильской камере под усиленной охраной, этот человек, оставшийся очень популярным и влиятельным, выступил с аналогичным предостережением. "Что мы получили в обмен на перемирие? Новые поселения, блокпосты и тысячи людей, остающихся в заключении... Если положение не изменится, в регионе не будет ни мира, ни стабильности", - заявил он в конце прошлой недели.
Его слова не удивляют работающих в Тель-Авиве и Рамаллахе дипломатов, которые считают возобновление мирного процесса своей главной задачей.