Президент Литвы Валдас Адамкус призвал ЕС выступить объединенным фронтом в ответ на готовность России использовать свои энергетические поставки для обеспечения политического влияния на соседей.
В интервью, данном Financial Times накануне международной демократической конференции в Вильнюсе, Адамкус осудил Германию за то, что она поддерживает противоречивый российский проект строительства Балтийского газопровода, который будет идти в обход транзитных стран, в том числе государств Балтии, Украины и Польши.
Он сказал: "Я полагаю, что могу понять позицию России, но я не понимаю позицию Германии. Будучи членом ЕС, она начала действовать, даже не оказав балтийским государствам такой любезности, чтобы посоветоваться с ними относительно этих планов".
Заявление Адамкуса вторит выступлениям представителей Польши, в том числе выступлению министра обороны Радека Сикорского, который в начале недели сравнил сделку о строительстве Балтийского газопровода с пактом Молотова-Риббентропа - секретным германо-советским договором о разделе Восточной Европы, подписанным накануне Второй мировой войны.
Хотя 79-летний президент Литвы дистанцировался от риторики Сикорского, он тем не менее не оставил никаких сомнений в том, что Вильнюс разделяет обеспокоенность Варшавы. Разделяют ее и другие члены ЕС в Центральной Европе. "Я не хочу использовать слово "шантаж", - говорит Адамкус, имея в виде попытки Москвы усилить свое влияние за счет энергетической политики. Однако он дал понять, что крайне встревожен экономическим и политическим давлением России.
В четверг Адамкус выступает председателем на саммите, где будут присутствовать вице-президент США Дик Чейни и более 20 европейских политических лидеров, в том числе девять президентов восточноевропейских государств. Будет бросаться в глаза отсутствие президента России Владимира Путина, который был приглашен, но - что в Вильнюсе никого не удивило - отклонил это приглашение. Его отсутствие предоставит критикам России возможность без стеснения высказывать свое недовольство.
Адамкус, бывший чиновник правительства США, который вернулся в свою родную Литву в 1990-х, говорит, что конференция высветит общие для региона демократические ценности и подчеркнет тот факт, что эта идеология распространилась дальше, чем часто думают - до самого Южного Кавказа.
Адамкус говорит, что в интерпретации демократических ценностей в России и на Западе есть различие, однако он не стал давать прямых комментариев по поводу того, что на Западе все чаще рассматривают как растущий авторитаризм России.
Он призвал лидеров ЕС поддержать стремление Литвы в следующем году войти в зону евро, сказав, что не следует блокировать заявку его страны на основании того, что уровень инфляции в ней не отвечает критериям для вступления в еврозону "всего лишь на долю процента".
Вильнюс лоббирует свое вступление вместе со Словенией 1 января. Однако Еврокомиссия и Европейский центробанк заявили, что намерены строго придерживаться заявленных правил для вступления, включая показатели инфляции. По последним данным (за март), уровень инфляции в Литве составлял 2,7%, превышая требуемый уровень в 2,63%.
Адамкус выразил надежду, что Вильнюс вскоре определится с будущим нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiu, крупнейшего промышленного предприятия в Прибалтике, в котором 53,7% от общего капитала в 1 млрд долларов принадлежит злополучной российской компании ЮКОС.
ЮКОС, управляющий компанией совместно с правительством Литвы, которому принадлежат остальные 41%, ведет переговоры с Вильнюсом о продаже своей доли государству. После этого Литва вновь продала бы контрольный пакет акций другой крупной нефтяной компании, такой как казахская компания "КазМунайГаз".
Однако российские власти, выдвигающие компании ЮКОС долговые претензии, в прошлом месяце выиграли в американском суде процесс, в результате которого продажа ЮКОСом своих активов была запрещена. Представители Литвы обеспокоены, что Москва планирует обеспечить переход большой доли Mazeikiu к российской контролируемой государством компании, такой как "Роснефть". Адамкус говорит: "Литовцы все еще остро реагируют на вероятность, что их экономическая зависимость от России может перерасти в политическую, и совсем не хотят этого".