В преддверии выборов в конгресс, в середине второго и последнего президентского мандата Джорджа Буша, результаты его политики на Среднем Востоке выглядят весьма жалкими. Ирак находится на пороге гражданской войны. Выборы 15 декабря 2005 года создали питательную среду для межобщинных распрей, и задача, вставшая перед новым премьер-министром, кажется непосильной. Экономическое положение страны катастрофично. Инфраструктура заметно деградировала по сравнению с довоенным временем. Лишь половина населения имеет возможность пользоваться водопроводом.
В арабских странах усиливается радикализация. В Египте в парламенте насчитывается уже 88 исламистов. На палестинских территориях демократические выборы 25 января привели к власти "Хамас". Сирийский режим, подвергшийся сильному международному давлению, похоже, вновь обрел уверенность в себе. Он старается заткнуть рот оппозиции и теперь тоже дает все больше простора исламистам и их ценностям.
Параллельно напряженность в отношениях между США и Ираном достигла апогея. Судя по всему, эта страна настолько уверена в себе, что не стесняется устраивать одну провокацию за другой. Впрочем, с чисто юридической точки зрения ее позиции не так уж слабы. Конечно, ИРИ нарушила свои обязательства, не сообщив Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) о своей деятельности по обогащению урана и получению "тяжелой воды", о чем стало известно в 2002 году. Тем не менее, неядерные государства - участники Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) продолжают считать, что предусмотренное этим договором международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии осталось чернилами на бумаге - как и обещанные этим странам компенсации за отказ от ядерного оружия.
В политическом плане Иран считает, что находится в сильной позиции, и тому есть три причины. Во-первых, в этом противостоянии режим пользуется поддержкой населения. Во-вторых, иранские лидеры знают, что Россия и Китай выступят против любой чрезмерно жесткой акции США. Наконец, в случае, если сверхдержава все же пойдет на военную авантюру, у Тегерана будет возможность заставить ее дорого за это заплатить (в Ираке, в Палестине, на нефтяных рынках и т. д.). Безусловно, иранцы не заинтересованы в том, чтобы форсировать создание атомного оружия (в любом случае оно у них появится не завтра), но они думают, что смогут идти к этой цели без особого риска для себя. С их точки зрения, их дело правое, поскольку Пакистан и - неофициально - Израиль входят в ядерный клуб.
Перед лицом ситуации выборы 28 марта наглядно продемонстрировали разобщенность израильского общества и тот факт, что отныне избиратели отдают приоритет экономическим и социальным вопросам. На проблему безопасности страны смотрят иначе. Уже никто или почти никто не верит в благотворность переговоров с палестинцами. Поддержкой пользуется политика размежевания, начатая Ариэлем Шароном и продолжаемая Эхудом Ольмертом. После одностороннего ухода из Газы будут эвакуированы некоторые изолированные еврейские поселения Иудеи и Самарии, и в конечном счете границы палестинского государства, похожего на "шкуру леопарда", определят сами израильтяне.
Кто поверит, что этот процесс приведет к установлению мира? Администрация Буша по-прежнему поддерживает эту политику односторонних действий. Она требует дальнейшей демократизации, но, рискуя наступлением хаоса, отказывается дать "Хамасу" время и, может быть, шанс на то, чтобы умерить свою неуступчивость и выработать какую-то стратегию в отношении Израиля. Она вообще противится любому диалогу даже с умеренными исламистами, хотя такой диалог рано или поздно окажется неизбежным. Хотя на повестке дня стоят переговоры с Ираном, ограниченные темой Ирака, из Вашингтона, несмотря на провал интервенции в этой стране, снова слышится грохот армейских башмаков.
Отсутствие общей стратегии
За всем этим не просматривается никакой общей стратегии. Конечно, США стали осторожнее вести себя с Саудовской Аравией. Этот старый союзник, которого после 11 сентября 2001 года обвиняли во всех грехах, вернул свой статус привилегированного партнера, потому что король Абдалла мудро маневрирует как во внутренней, так и во внешней политике. Более того, если верить руководителям королевства, отныне случается, что американские лидеры не только прислушиваются к их оценкам, но и спрашивают их мнения.
Если в американской политике не произойдет радикальной переориентации, общая ситуация на Среднем Востоке будет продолжать ухудшаться. В документе, обнародованном на сайте Гарвардского университета, известные американские ученые Джон Миршеймер и Стивен Уолт поставили под сомнение всю политику США в отношении Израиля и даже написали, что впервые в истории США пренебрегли собственными интересами и интересами многих своих союзников ради интересов другого государства. Нужно надеяться, что это глубокое исследование станет предметом широких дебатов.
Более взвешенная политика США могла бы изменить всю ситуацию. Процесс, предусмотренный "Дорожной картой" и обреченный на провал американо-израильской линии на односторонние действия, мог бы возобновиться, дав новый шанс на наступление мира. И если бы, действуя в том же духе, Вашингтон - вместо того, чтобы упрямо ставить перед собой иллюзорную цель свержения режима мулл - вступил в диалог с Тегераном, начав с таких интересующих обе стороны тем, как Ирак, это породило бы новую и позитивную тенденцию. Именно так в 1972 году США начали примирение с Китаем, прибегнув к "пинг-понговой" дипломатии. В ноябре 2004 года с предложением сделать аналогичный шаг выступила группа американских экспертов во главе со Збигневом Бжезинским и Робертом Гейтсом из нью-йоркского Совета по международным отношениям.
В ближайшее время, несмотря на трудности, с которыми продолжает сталкиваться Европейский союз после провала французского референдума по проекту конституционного соглашения, ЕС не должен ослаблять внимания к делам Среднего Востока и поддаваться искушению "взять равнение" на США. Лишь комплексный и взвешенный подход к вопросу позволит прервать дьявольскую череду катастроф, на которые нас может обречь лишь наша собственная глупость.