Если все участники возьмут в руки лопаты, то неважно, кто именно превратит груду песка в препятствие на дороге. В России и еще нескольких государствах, расположенных между ней и Европой, машут лопатами с большой интенсивностью. Перенос советского памятника в Эстонии, осада эстонского посольства в Москве, радость польского и чешского руководства по поводу американских противоракет, намерение России выйти из различных договоров (по примеру США) - куча растет.
Чтят или не чтят эстонцы память об окончании войны - это, в принципе, их дело. Действительно, для них это было не освобождением, а новой оккупацией. Кремлевское руководство видит тут вызов: новоявленные страны ЕС хотят лишить Россию истории, чести и политического веса. Как те, кто крушит памятники в Эстонии, так и те, кто осаждает эстонское посольство в Москве, конечно, перегибают палку. Когда московские власти, которые никогда не церемонятся с участниками оппозиционных демонстраций, заявляют, что не в состоянии помешать нескольким десяткам возбужденных молодых людей, устраивающим провокации против дипломатов, с этим, разумеется, мириться нельзя.
Более того, экстренные ремонтные работы стоит понимать на самом деле как блокаду нефтяных поставок в Эстонию. А когда с прилавков петербургских магазинов исчезают эстонские товары, невозможно избавится от подозрения, что "здоровым восприятием народа" управляют извне.
Конфликт между Москвой и Таллином было бы легко уладить, не будь желания его длить. Последствия - уже идет разговор об отказе участвовать в саммите Россия-ЕС в Самаре - опасны для каждой из сторон. В частности, брошен вызов Германии как председателю ЕС. Она должна настоять на переговорах и не должна допускать провокаций, в том числе - от тех самых москвичей.