Настроение падает: для поддержки плана независимости Косово, разработанного Марти Ахтисаари, необходимо еще пять, а то и шесть голосов членов Совета Безопасности ООН - всего для получения большинства их нужно девять. Представители остальных государств во время своего недавнего визита в Косово увидели край вовсе не таким, каким он предстает в радужных докладах представителя ООН. Дать независимость провинции, которая не может поручиться за безопасность своих меньшинств? И которой предстоит бороться с организованной преступностью на самом высоком уровне? Лишь немногие государства готовы участвовать в подобном.
Если спросить критиков об альтернативе, то ответ будет кратким. Наименее расплывчатая рекомендация: "Продолжать переговоры". И это притом, что в результате годичных переговоров между сербами и албанцами стало очевидным, что по вопросу о суверенитете они договориться не в состоянии. Конструктивного решения не могут предложить ни Белград, ни Москва. То, что ни шаткая "конфедерация", ни какой-либо другой искусственный союз не будут работоспособны, ясно и сербскому руководству. Но и предложенное Белградом "тайваньское решение" - фактическая, но не закрепленная юридически независимость - не достойно называться решением. Его следствием станет лишь постоянная напряженность - так же, как в Тайване.
Россия же в настоящий момент просто ищет ссоры, и не только в связи с Косово. Бомбардировка Сербии восьмилетней давности - это "ошибка", сказал Путин. "Но не наша ошибка". Вот теперь мы и посмотрим, как Запад будет решать эту проблему! У противников тогдашних действий НАТО подобное отношение вызывает понимание. Но даже тот, кто согласен с Путиным, не может не осознавать, что дальше так продолжаться не может.
Эмиссары Совета Безопасности увидели следующее: положение меньшинств, прежде всего сербов и цыган, скверное; кроме того, под властью посредственностей Косово идет по пути, который вряд ли сделает его уважаемым членом мирового сообщества. Однако сами по себе это не аргументы против независимости. Если Косово останется частью Сербии, это никоим образом не улучшит положение притесняемых меньшинств. Наоборот, если меньшинства выступят против независимости, они окажутся для албанских экстремистов еще более привлекательной целью. Утверждение, будто меньшинства могла бы защитить сербская полиция, настолько авантюрно, что об этом не говорит даже Белград.
От влияния организованной преступности сторонний патронат не защитит. Ведь расцвет криминала в Косово пришелся именно на время сербского правления, когда сербская полиция одновременно поощряла и шантажировала албанских "баронов". Так же и администрации ООН - богатой, наивной и бюрократизированной - удалось создать для криминала прекрасные условия. Если теперь ее мандат перейдет к ЕС, положение вряд ли улучшится.
Если еще существует надежда, то только на самих албанских косоваров. Молодежь хочет в Европу и уже сейчас сыта коррумпированной властью. Демократия - это когда люди берут свою судьбу в собственные руки: эта простая истина в условиях режима технократов, стремящихся к образованию отдельного государства и даже нации, предана забвению. Автономия Косово - это не гарантия улучшения положения. Но все остальное - это гарантия, что оно останется таким же скверным, как и сейчас.
Кроме того, обсуждается вопрос о разделе Косово по этническому принципу, потому что на этой почве сербы и албанцы, возможно, смогли бы найти общий язык - пусть даже за счет других народностей. Цыгане, хорваты, горанцы, албанцы-католики не получат собственной территории. Следующим шагом могло бы стать присоединение к Косово албанцев Южной Сербии. Однако проигравшей в результате такого деления может стать Босния. От распада эту страну удерживает только доктрина о невозможности проведения этнических границ на Балканах. Если разделится Косово, разделится и Босния. Получается, что независимость - это наименьшее из зол.