Пять вопросов Тарье Халонен, президенту Финляндии
- Госпожа президент, поддерживаете ли вы перенос саммита Россия-ЕС, как предлагает эстонский министр иностранных дел?
- Нет. Сейчас, во всяком случае, нет. Мы должны смотреть далеко вперед. Давайте не драматизировать ситуацию. Россия - это наш партнер, друг в друге нуждаются обе стороны. Важно, чтобы диалог продолжался.
- Вас не заботит возникшая напряженность?
- То, что сейчас происходит в Эстонии, это внутреннее дело Эстонии. Об этом однозначно заявило правительство в Таллине. И оно старается снизить градус накала. То, что происходит в Москве, это несколько другое и более серьезное дело. Мы категорически требуем, чтобы все страны придерживались договоренностей, зафиксированных в Венской конвенции, и российские власти должны сделать все возможное, чтобы обеспечить охрану дипломатических представительств.
- Но данный инцидент - это не единственный случай.
- Вы правы, сейчас в наших отношениях с Россией имеется несколько проблем. Но во время своего председательства в ЕС Финляндия старалась вести с российским президентом диалог. И государства ЕС - по крайней мере, большинство из них - признали свою ответственность за готовящийся договор о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
- Не хочет ли Финляндия ввиду усилившейся напряженности стать членом НАТО?
- Нет. Мы не связаны никакими военными союзами, но полностью интегрированы в ЕС. В задачи правительства и парламента Финляндии входит разработка и контроль над стратегическими направлениями оборонной политики. Но я не ожидаю никаких принципиальных перемен даже от нового консервативного правительства.
- Повлияла ли на рост напряженности позиция Финляндии в отношении строительства газопровода по дну Балтийского моря?
- Это вопрос не политики, а экологии. Мы говорим "да" газопроводу и "нет" - рискам для окружающей среды. Если их устранить, мы будем за. И они будут устранены.