"Да" плану развития Ирака. Международная конференция в Шарм-эш-Шейхе началась с достижения первого положительного результата: соглашение по программе, которая касается безопасности страны. Но на саммите был также сделан шаг в направлении разрядки отношений между Соединенными Штатами и Сирией. Госсекретарь Кондолиза Райс и министр иностранных дел Сирии Валид Муалем действительно встретились, чтобы обсудить свои предложения по Ираку. Министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема сказал: "Италия энергично поддерживает идею строительства надежного, единого, федеративного и демократического Ирака во имя мира и процветания всего населения страны".
30 минут беседы с глазу на глаз с сирийцем, "меньшим врагом". С иранцем - осторожные переглядывания сквозь дипломатичную улыбку во время обеда, некоторые проявления вежливости. До рукопожатия не дошло, но лишь потому, что иранцы, согласно их обычаям, не пожимают руки женщинам. Смена курса Кондолизы Райс - горькая пилюля, согласованная с Бушем - была неизбежной: восстановить отношения с "осью зла", с Сирией и Ираном, чтобы спасти в Ираке то, что еще можно спасти. Весь день многонациональной конференции по Ираку в Египте прошел под знаком этих двух событий: переговоров с сирийцем Валидом Муалемом и встречи в кулуарах с иранцем Манучехром Моттаки.
"Сирия утверждает, что она заинтересована в стабилизации в Ираке, - сказала Райс после встречи, - но теперь мы посмотрим, чем они подтвердят слова, произнесенные здесь". Госсекретарь говорит об обещании заблокировать поставки оружия, переброску боевиков - иными словами, прекратить поддержку, которую все последние годы сирийское правительство оказывало повстанцам и баасистским партизанам в Ираке. Сирия не могла позволить, чтобы миссия американцев в Ираке оказалась успешной, этот успех означал бы верную смерть режима Асада. "Посмотрим, чем все закончится, мы не хотим сложных отношений с Сирией", - сказала Райс после встречи в верхах. Соединенные Штаты как будто даже готовы гарантировать Асаду политическую неприкосновенность, на чем настаивает сирийский лидер, поскольку он и его люди обвиняются в принятии решения об убийстве в Ливане бывшего премьера Харири.
С опозданием в шесть месяцев администрация Буша совершила первый шаг, который был рекомендован исследовательской группой по Ираку Джеймса Бейкера. Комиссия во главе с бывшим госсекретарем США (при Буше-старшем) в декабре 2006 года рекомендовала и еще один шаг, намного более трудный для республиканцев: возобновить диалог с Ираном Ахмадинежада. На протяжении нескольких часов саммит в Шар-эш-Шейхе был парализован в связи со слухами о встрече Райс и наихитрейшим Манучехром Моттаки, и нельзя утверждать, что сюрприз не произойдет сегодня. Министр иностранных дел Ирака, курд Зебари комментировал, что "прямая встреча между Ираном и США может стать самым важным событием на этой конференции". Пресс-секретарь Райс Шон Маккормак в 11:00 давал понять, что встреча все еще возможна; позднее другой высокопоставленный чиновник Госдепартамента уточнял, что, если Райс пересечется в коридоре с иранским министром, она наверняка "протянет ему руку". Один журналист ему возразил: иранцы не пожимают рук женщинам. "Ну, тогда они поприветствуют друг друга кивком головы, как это делают японцы".
В салонах конгресс-центра "Мовенпик" ходят слухи о том, что именно иранцы отступили, отказались от встречи, к которой они также стремились. Посмотрим, сегодня или в ближайшие недели: как говорит министр иностранных дел Ирака Зебари, "чтобы стабилизировать Ирак, иранцы должны что-то получить, их сотрудничество не бесплатное". Что касается цены, которую Дамаск назвал Бушу, она ясна: легитимизировать режим, нормализовать отношения с Западом. Министр Муалем повторил эти же позиции министру иностранных дел Массимо Д'Алема. В ходе их двусторонней встречи глава итальянского МИД говорил с сирийцем в основном о Ливане: Италия опасается, что перемирие между "Хизбаллой" и суннитским правительством Фуада Синьоры может быть нарушено, если оно не будет подкреплено дополнительными обязательствами сторон.
Д'Алема повторил своему коллеге, что Европа ждет от Дамаска сотрудничества. По мнению Италии, в Ливане имеют место четыре кризисных момента: формирование правительства национального единства, новый избирательный закон, избрание нового президента республики и создание трибунала по убийству Харири. "Эти моменты следует решать все вместе, одновременно, - сказал итальянец сирийцу, - и вы должны сотрудничать по всем этим аспектам". Сирийцы хотят отменить трибунал. Чтобы стабилизировать Ирак и Ливан, именно эта цена может быть заплачена, - что означает предание забвению убийства Харири.