Белоруссия - последняя диктатура Европы, где даже американские джинсы под запретом, пишет Маргерита Бельджойозо в репортаже, опубликованном в еженедельнике L'Espresso.
Сегодняшняя Белоруссия, пишет автор статьи, - это, с одной стороны, современный мир, с 500 группами на Facebook, родина молодого народа, живущего музыкой и интернетом, и с другой - страна, угнетаемая президентом, которого называют последним диктатором Европы. Александр Лукашенко - двухметровый гигант с усами, как у Сталина, нечто среднее между советским диктатором и арабским султаном. В частном общении его поддерживают немногие, но на публике народ выступает за него, называя его Батькой, а оппозиционеры общаются по телефону под кодом. Свергнуть Лукашенко почти невозможно в стране, где спецслужбы все еще называются КГБ. Даже революция вряд ли была бы успешной: на последних выборах Лукашенко набрал 82% голосов. Но даже если бы Батька не манипулировал голосами, как утверждают наблюдатели от ОБСЕ, он все равно бы одержал победу. Самыми многочисленными его сторонниками являются пенсионеры, которым он обеспечил регулярные пенсии, политическую и экономическую стабильность, защитил их от терроризма и бед, которые потрясают весь остальной мир, пишет автор статьи.
Белоруссия узнает обо всем происходящем в мире - от финансового кризиса до птичьего гриппа - по государственным телеканалам. Оппозиционные газеты можно увидеть только у старушек, продающих газеты в подземных переходах. Но, несмотря на то, что президент-угнетатель сажает оппозиционеров в тюрьму, заказывает убийства журналистов, контролирует СМИ и пользуется услугами жестокой секретной полиции, ночную жизнь в Минске нельзя назвать скучной: работают многочисленные заведения, где встречаются и дискутируют артисты, писатели, показывают свои спектакли театральные группы, известные участники международных фестивалей, связанные с Free Teatre. Они демонстрируют еще более экспериментальные и смелые произведения, чем их коллеги в России, с которой Белоруссия находится в единой экономической зоне.
Автор статьи называет отношения, связывающие Москву и Минск, двойственными: Лукашенко - раб России, но в последние месяцы он стремится к большей независимости от Москвы, делая шаги навстречу Брюсселю: сегодня государство контролирует 76% экономики, но Минск пообещал ЕС более широкое частное и иностранное участие в белорусских предприятиях. Первыми этим воспользовались русские из "Газпрома", купив всего за 2,5 млрд 50% "Белтрансгаза", а Австрия и Турция приобрели 2-ю и 3-ю по значимости компании мобильной телефонной связи страны. В обмен, несмотря на то, что ситуация с правами человека не улучшилась, Брюссель снял с Лукашенко и политической элиты ограничения на поездки в Европу.
Но глобальный кризис нанес удар и по Минску: Москва пришла на помощь Белоруссии, предоставив 2 млрд долларов. Но Минск принял и свои меры: в первую очередь был введен запрет на импорт некоторых зарубежных товаров: от маек до шоколада, а также на майонез, ковры и велосипеды. Charter 97, единственный независимый сайт новостей, утверждает, что цель этих мер - не растрачивать ценную валюту и пропустить через продуктовые магазины тонны белорусского товара с истекающим сроком годности.
С другой стороны, белорусская экономика производит лишь промышленное оборудование, сырье и красивых девушек. Они десятками устремляются в модельные агентства в надежде получить работу в Европе. Но лишь немногим удается реализовать свои мечты, все остальные работают прислугой или становятся проститутками.
Никто не верит, что Лукашенко хочет сближения с Евросоюзом. По мнению 31-летнего Андрея Курея, с которым беседовал автор статьи, между Белоруссией и Европой - стена. Средний белорус не может получить визу в Европу, поэтому многие обижены. Они чувствуют себя частью европейского общества и не хотят объединяться с Россией. Брюссель, по мнению Андрея, должен сделать больше. Запад стал миражом в последней европейской диктатуре.