Российский президент Дмитрий Медведев нередко обращается к российской истории в стремлении обнаружить там предшественников, пытавшихся реформировать и модернизировать Россию, отмечает Геральд Хосп в статье, помещенной на сайте Frankfurter Allgemeine.
При этом выбор образца из прошлого претерпевает изменения: сначала этим образцом служила Екатерина Великая, затем эпоха Петра Великого и советский период как две фазы с наиболее интенсивной модернизацией. При этом, правда, Медведев отмечал, что за эти перемены пришлось заплатить высокую цену. А в марте этого года Медведев хвалил царя Александра II, отменившего 150 лет назад крепостное право.
"Свое возрождение переживают и два премьер-министра царского периода: Сергей Витте и Петр Столыпин, - отмечает автор статьи. - Особенно высоко сторонниками президента ценится граф Витте как один из величайших либеральных реформаторов России".
"Витте - это и вправду хороший выбор, - подчеркивает Хосп. - В период, когда он с 1892 по 1903 год был министром финансов, в России проводилась политика догоняющей индустриализации". Для привлечения иностранного капитала Витте, происходивший из немецко-прибалтийской семьи, ввел золотое покрытие рубля... Он же убедил царя Николая II подписать Октябрьский манифест, расширявший гражданский права и усиливавший роль парламента.
Впрочем, указание на Витте имеет и проблематичные стороны, отмечается в статье. "Реформы Витте пошли не слишком далеко. Ему пришлось смиряться с критикой со стороны консерваторов, либералов и социал-революционеров. В конце концов, ни ему, ни его преемнику Столыпину не удалось с помощью своих реформ предотвратить восстание. Однако попытка эволюционного преобразования России имеет для российского руководства большую притягательную силу, действующую как на Медведева, так и на премьера Владимира Путина".