ЕС должен решить, укреплять альянс или наращивать силу
Перед лицом того, что Джордж Буш, очень непопулярный в Европе, одержал уверенную победу и останется президентом США еще на четыре года, правительства региона начали ломать голову над кардинальным вопросом: попытаться ли восстановить трансатлантический альянс или превратить ЕС в более эффективную альтернативу могуществу США.
Вчера официальные лица по всей Европе призывали к серьезным усилиям, направленным на восстановление альянса, распавшегося после решения США начать войну в Ираке. "Мы не можем найти решение многих проблем, с которыми сталкиваемся сегодня, без тесного трансатлантического партнерства", - заявил президент Франции Жак Ширак в поздравлении Бушу, отправленном по факсу.
"Если новая администрация сделает шаг навстречу Европе, она увидит, что двери открыты", - отметил Карстен Фойгт, координатор американо-германских отношений в МИДе Германии.
Впрочем, мало кто верит, что трансатлантический альянс может когда-нибудь стать таким же прочным, как в годы холодной войны. Даже менее обязывающий рабочий альянс оказывается затруднительным из-за личной неприязни между Бушем, Шираком и канцлером Германии Герхардом Шредером, а также из-за продолжающихся разногласий по поводу Ирака, Ирана и израильско-палестинского конфликта.
Некоторые лидеры не скрывали своего разочарования в связи с тем, что американцы предпочли президента, которого здесь считают игнорирующим выражения европейской озабоченности. "Мне не верится, что во время второго срока он будет охотнее прислушиваться к критике", - заявил премьер-министр Швеции Йоран Перссон.
Американские чиновники вчера говорили, что не могут предсказать, как Буш будет править во втором сроке, отмечая, что многое будет зависеть от того, кто из администрации уйдет и кто останется. Нужды войны в Ираке и назревающий кризис с Ираном из-за его ядерных амбиций заставляет некоторых в частном порядке выражать надежду на то, что отношения со "старой Европой" после завершения избирательной кампании улучшатся.
Один из них заявил, что, как он надеется, лидеры Франции и Германии, совершив прагматичные расчеты, станут более открытыми для работы с США, в частности в сфере обучения сотрудников иракских силовых структур и списания долгов. Но он также отметил, что Белый дом реалистично относится к сильным антивоенным и антиамериканским настроениям в Европе и не надеется получить войска, которые разделили бы с американцами бремя войны. "Я не ожидаю кардинальных изменений" ни в Вашингтоне, ни в Европе, подчеркнул чиновник.
И вправду, Венгрия вчера объявила, что в марте будущего года выведет из Ирака 300 своих военнослужащих.
В крупных азиатских столицах к победе Буша отнеслись благосклоннее. В регионе, подогреваемом экспортом, считают, что Буш относится к свободной торговле лучше, чем относился бы демократический кандидат Джон Керри. Япония и Индия рассчитывают на более теплые отношения с США при республиканской администрации.
Впрочем, разногласия по поводу подхода к переговорам с Северной Кореей о ее ядерных программах сохраняются. Кроме того, Китай, по-видимому, продолжит оказывать давление на Вашингтон, требуя прояснить позицию по каждому шагу к официальной независимости Тайваня, который Пекин считает отколовшейся провинцией.
Даже в Латинской Америке, озабоченной односторонней активностью со стороны Буша, поддержка свободной торговли играет ему на руку. Многие дипломаты и бизнесмены в регионе считают, что вторая администрация Буша увеличивает шансы на завершение переговоров о создании в полушарии зоны свободной торговли, хотя и признают, что переговоры будут нелегкими.
То, что Вашингтон отвлекся от Латинской Америки, сосредоточившись на войне с терроризмом, идет на пользу геополитическим амбициям южноамериканского тяжеловеса, президента Бразилии Луиса Игнасио Лула де Сильвы. Бывший профсоюзный лидер пытается заполнить вакуум власти, активно действуя в Венесуэле, где он пытается урегулировать политическую напряженность между левым лидером Уго Чавесом и оппозицией. Бразилия также отправила миротворческие силы на Гаити.
В Европе победа Буша может ободрить тех, кто хочет создать новую международную структуру, основанную не только на европейском альянсе с США. Призвав к восстановлению партнерства, министр иностранных дел Франции Мишель Барнье заявил в интервью французской радиостанции RTL, что "нашему миру нужны несколько сил. США - первая. Мы находимся в процессе собирания фрагментов и хотим стать еще одной силой".
Фракция "зеленых" в Европарламенте уловила настроение многих, сделав заявление: "Мы сожалеем, что перемена курса в американской политике в сфере международных отношений, безопасности и экологии, на которую надеялись многие европейцы, теперь невозможна. Следовательно, в ближайшие четыре года роль Европейского союза, как противовеса США, возрастет".
ЕС пытается позиционировать себя как политический и экономический альянс 25 государств с развивающимся военным потенциалом и новой конституцией, которая, если ее ратифицируют, впервые даст блоку министра иностранных дел. По мнению многих аналитиков, враждебное отношение к американской внешней политике и страх, который вызывает готовность США к применению силы на Ближнем Востоке, может способствовать единству ЕС, которого раньше достичь не удавалось.
В конце концов, единая внешняя политика Запада должна строиться шаг за шагом, а не в заданных рамках, отметил чиновник британского МИДа. Одним из важнейших вопросов Британия считает возобновление израильско-палестинского мирного процесса. Британия не скрывает своего разочарования нежеланием на протяжении первого срока заниматься ближневосточным мирным процессом. Вчера премьер-министр Тони Блэр пообещал британскому парламенту сделать "все возможное, работая с президентом США, чтобы добиться прогресса на Ближнем Востоке".
Британские и французские власти оказывают на США давление, добиваясь их большего участия в попытках правительства Ирана отказаться от программы по обогащению урана, который можно использовать в оружейных программах в обмен на режим торговли, гарантии, связанные с ядерным топливом, и другие инициативы. США одобрили усилия европейцев, но уклонились от непосредственной работы с Ираном, добиваясь того, чтобы дело Ирана было передано в Совет Безопасности ООН в связи с нарушениями Договора о нерапространении ядерного оружия. Власти Германии и Британии считают, что Иран может стать новым испытанием для альянса, и обеспокоены тем, что вероятное решение США о применении силы может погубить все благие намерения.