Через четыре года после "оранжевой революции" Украина столкнулась с проверкой на прочность, пишет американская The New York Times, и, похоже, ее политики не справляются с этой проверкой.
Между премьером Юлией Тимошенко и президентом Виктором Ющенко, некогда бывшими политическими союзниками, разгорелась полномасштабная война. В результате, пишет журналистка Сабрина Тавернис, парализовано все госуправление, страна осталась без лидера - и как раз тогда, когда он особенно нужен.
МВФ уже пообещал стране чрезвычайный кредит в размере 16,5 млрд долларов, но ситуация настолько плачевная, что Украина с трудом приняла необходимый для этого закон. Паралич власти на Украине, отмечает Тавернис, не может не вызывать обеспокоенности на Западе.
Украинцев сейчас волнует, кажется, только ближайшее будущее. На прошлой неделе, как сообщается, национальная валюта гривна достигла исторического минимума с момента введения в обращение в 1996 году, а ситуация на рынке ценных бумаг такова, что страна приближается к дефолту. И хуже всего, по мнению автора статьи, сейчас то, что политиков интересует не борьба с кризисом и его последствиями, а борьба за власть.
В нынешнем положении экономика Украины особенно уязвима, поясняет Тавернис. Дело в том, что 40% зарубежных валютных поступлений в бюджет приходится на долю промышленного металла, а на него, как и на все сырье, цены на мировых рынках сейчас резко упали. Другая проблема - огромные безответственные долги банков. Центробанку Украины уже пришлось помогать "Проминвестбанку" рефинансировать долг.
Несмотря на все это, внимание Ющенко в последние недели было сосредоточено лишь на том, как еще атаковать Юлию Тимошенко. Президентскими указами он аннулировал большую часть ее правительственных решений. А когда суд в Киеве вынес решение о незаконности его указа о роспуске парламента и назначении выборов, он взял и распустил суд.
Как напоминает журналистка издания, в прошлом году коалиция Ющенко-Тимошенко покинула парламент, что дало возможность провести перевыборы. Впрочем, они никогда не нравились друг другу.
По мнению автора статьи, нынешние трудности Украины связаны не только с политиками, но и национальным менталитетом. Ведь в коммунистическом прошлом люди недоверчиво относились друг к другу и полагались лишь на членов своей семьи, утверждает Сабрина Тавернис.
Нынешний кризис может стать лакмусовой бумажкой успешности украинской власти и страны в целом. Примеры того, как в 1990-х годах кризисы сметали правительства в Индонезии, Турции и России, показательны. В какой-то степени, отмечает Тавернис, из-за экономических трудностей и неспособности политиков найти решение распался и Советский Союз.