"После него останется "Газпром", который Виктор Черномырдин создал из находящихся на грани банкротства частей советской нефтегазовой отрасли. В памяти останутся воспоминания о его премьерстве в эпоху Ельцина, "шоковой терапии", жестких экономических реформах, рождении олигархов, свободе слова, которую власть терпела скрежеща зубами, и парламентские баталии. Другими словами: имя Черномырдина всегда будет ассоциироваться с жестокими, взрывоопасными, но свободными 1990-ми".
Но прежде всего в памяти людей, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Соня Цекри, останутся его меткие афоризмы. Его выражение "Хотели как лучше, а получилось как всегда" уже давно ушло в народ. Однако и такие высказывания, как "Я за рынок, а не за базар", свидетельствуют о том, что со смертью Черномырдина, скончавшегося на 73-м году жизни в Москве, Россия потеряла одного из самых искрометных политиков.
При этом, пишет журналист, Виктор Черномырдин умел балансировать между реформаторами-радикалами и политиками советской закалки. Ему удалось сократить инфляцию в непростой для страны период с 1600 до 22%, а в 1995 году его переговоры с чеченскими сепаратистами, захватившими больницу в Буденновске, транслировались в режиме реального времени. По словам правозащитника Льва Пономарева, то, что развал СССР не закончился кровавой бойней, является заслугой именно Черномырдина. А Анатолий Чубайс, экс-вице-премьер, а сегодня глава госхолдинга "Роснано", признал, что без Виктора Черномырдина народ жил бы совсем другой жизнью.