"Мир узнал многое о безответственной деятельности западных спецслужб и преступных программах электронной слежки", - говорится в "Манифесте правды", опубликованном Сноуденом. Действительно, "размах и напористость АНБ прямо-таки головокружительны", но насколько это плодотворно? - пишут СМИ, напоминая, что рухнувшие коммунистические режимы были помешаны на слежке.
1 ноября экс-сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, организовавший утечку секретной информации, написал "Манифест правды" и "по зашифрованным каналам" передал редакции немецкого издания Der Spiegel.
В документе, в частности, говорится, что "в очень короткий временной отрезок мир узнал многое о безответственной деятельности западных спецслужб и преступных программах электронной слежки". Такие программы, по словам Сноудена, являются "угрозой не только частной жизни, но и свободе слова и открытому обществу", потому обществу "следует позаботиться о том, чтобы существующие законы ограничивали слежку и защищали права человека". Он призывает инициировать "открытые и бескомпромиссные дебаты".
"Гражданам следует бороться с тем, что от них скрывают информацию, имеющую большое общественное значение, - уверен разоблачитель. - Тот, кто говорит правду, не совершает преступления".
Документы из архива Сноудена, посвященные Центру правительственной связи Великобритании (GCHQ), говорят о том, что в сотрудничестве с ним разведслужбы Германии, Франции, Испании и Швеции разработали и внедрили методы тотального шпионажа за интернетом и телефонными переговорами, сообщает журналист The Guardian Джулиан Борджер. Более того, британская спецслужба учила европейских коллег действовать в обход государственных законов, ограничивающих полномочия их ведомств.
Германия очень резко отреагировала на сообщения в прессе о том, что GCHQ подключается напрямую к трансатлантическим оптоволоконным кабелям, однако в досье на европейские спецслужбы сотрудники британской разведки выражают восхищение аналогичными возможностями Федеральной разведывательной службы (BND), обладающей "огромным технологическим потенциалом".
Французский Генеральный директорат внешней безопасности (DGSE) также удостоился высоких оценок GCHQ. По мнению британских аналитиков, главным конкурентным преимуществом французов является сотрудничество с неназванной телекоммуникационной компанией.
Кроме того, GCHQ поддерживает тесные связи со шведским Радиоуправлением национальной обороны (FRA), а также со Службой военной разведки и безопасности (MIVD) и Службой общей разведки и безопасности (AIVD) Нидерландов, сообщает Борджер.
Хуже всех в Европе, по мнению британских разведчиков, зарекомендовали себя итальянцы. В GCHQ недовольны соперничеством между различными итальянскими службами и их урезанными полномочиями.
"Расположение Британии как точки сбора трансатлантических кабелей в Европе и особые отношения с АНБ сделали из GCHQ ключевого партнера для европейских разведок", - подытоживает автор.
The New York Times публикует большой материал Скотта Шейна под заголовком "Для всеядного АНБ даже самый маленький кусочек - лакомый". Автор подвергает сомнению, нужна ли такая тотальная и агрессивная слежка за всем миром.
Из "тысяч секретных документов", обнародованных Сноуденом, журналист делает вывод: АНБ всеядно, оно "проводит прослушку и взламывает сайты по всему миру, добывая тайны правительств и других объектов слежки, одновременно сохраняя собственную деятельность в полном секрете". В последние недели стало очевидно, что АНБ регулярно шпионит не только за врагами, но и за друзьями, говорится в статье. Сообщения о слежке за иностранными лидерами вызвали протесты Бразилии, ЕС, Мексики, Франции, Германии и Испании.
Директор Национальной разведки США Джеймс Р.Клэппер-мл. неоднократно заявлял, что это наглое лицемерие, так как протестующие страны сами занимаются шпионажем. Но в недавнем интервью Клэппер признал: "Несомненно, в плане возможностей все другие страны - видимо, карлики по сравнению с нами. Пожалуй, так нельзя сказать только о России и Китае".
По мнению автора статьи, после разоблачений Сноудена АНБ переживает "кризис предназначения и легитимности". Многие фокусируются на том, нарушает ли агентство право американцев на неприкосновенность частной жизни, но возмущение американской слежкой в мире наталкивает на гораздо более широкие вопросы. В каких случаях риск от слежки за границей больше, чем ее польза? Должны ли иностранные граждане иметь какие-то механизмы защиты от слежки АНБ? Испортится ли реноме американских интернет-гигантов из-за сотрудничества с АНБ?
Нелегалы ЦРУ собирают информацию за рубежом почти теми же методами, что шпионы в библейские времена, замечает автор, зато АНБ "выкачивает контент из оптоволоконных кабелей, подслушивает телефонные коммутаторы и интернет-хабы, взламывает лэптопы и снабжает "жучками" смартфоны на всей планете".
Обама и руководство разведки оправдывают АНБ, указывая на предотвращение терактов. Газета возражает: "Как явствует из документов, сфокусированность на контртеррористической деятельности - это обманчиво-узкая реклама агентства, программа которого почти безгранична. Его размах и напористость прямо-таки головокружительны".
Между тем документы высвечивают и тот факт, что сбор разведданных не дает всесилия. "Огульная прослушка АНБ в Афганистане так и не позволила одержать очевидную победу над врагом, хотя его технические возможности невелики", - приводит пример автор, а познания о химарсенале Сирии "никак не помогли предотвратить ужасную бойню в окрестностях Дамаска в августе".
Почему же результаты деятельности АНБ иногда весьма скромны? Автор статьи видит причины в том, что ведомство "работает без общественного надзора в области, где достижения трудно измерить объективно".
Со своей стороны, бывший генеральный инспектор АНБ Джоэль Ф.Бреннер указывает, что критика во многом несправедлива, ибо исходит из наивных представлений о шпионаже. Но Бреннер все же признает, что в АНБ "технологии обогнали политические цели", а "регулярная слежка за ближайшими союзниками - плоха для политики и глупа", передает издание.
Коммунистические режимы пали еще и потому, что одна половина граждан шпионила за другой и тщательно докладывала о результатах своего "шпионажа", вместо того чтобы возделывать землю, доить коров, водить поезда и перевозить на них хлеб, молоко и другие товары, пишет Клаудио Магрис в газете Corriere della Sera.
"Сидя при коммунистах в тюрьме в Праге, Вацлав Гавел писал, что то, что происходит в странах Восточного блока, - предупреждение для Запада, поскольку демонстрирует ему его скрытую судьбу. Будем надеяться, что отважный борец за свободу ошибался", - пишет автор.
"Безусловно, секретные службы и их шпионская деятельность и перехваты во многих случаях являются полезными и необходимыми, - признает Магрис, - но результативность их деятельность сплошь и рядом тонет в океане бесполезности и потери времени. Если ты готовишь теракт, вряд ли ты будешь сообщать об этом по телефону, в письме или по электронной почте". К тому же "требуются легионы опытных дешифровщиков".
Самая достойная реакция на сообщение о том, что американские спецслужбы занимались перехватом телефонных разговоров, в том числе и Папы Франциска, поступила от самого понтифика, считает автор: "Нам об этом ничего не известно; как бы то ни было, нам нечего скрывать". Церковь посвятила этому вопросу, наделавшему столько шума, лишь несколько секунд, и естественно, что даже такой отважный и самобытный Папа, как Франциск, не мог себе позволить более колоритного ответа. Другое дело - персонаж одной старой шутки, который в уверенности, что его телефон прослушивается, поднимал трубку со словами: "Кто слушает, тот балда".