Если верить агентству Neftegaz.ru, то "Кремль хочет создать национальную нефтяную компанию, которая будет производить 3,5 млн баррелей нефти в день. Новый нефтяной монстр объединит активы "Газпрома", "Роснефти" и лучшие месторождения других компаний, включая ЮКОС. Эта компания станет вторым по объемам производства крупнейшим производителем в мире и будет уступать лидерство лишь Aramco, монополии Саудовской Аравии". Согласно тому же агентству, капитализация нового российского нефтяного гиганта, большая часть акций которой будет принадлежать государству, составит около 140 млрд долларов.
Пять лет спустя после прихода к власти Владимир Путин занялся переустройством в российском энергетическом секторе, основной сфере экономики, принимая во внимание тот факт, что одни лишь доходы от продажи нефти составляют треть всех налоговых поступлений государству.
Открытое противостояние с ЮКОСом, первой частной нефтяной компанией страны, для государства лишь один из фронтов сражения, поскольку наступление, начатое Кремлем за взятие под контроль нефтяной сферы, развивалось одновременно по нескольким направлениям. "Кремлевские чиновники, - писала в конце августа "Газета", - вновь заняли практически все руководящие посты и контролируют финансовые потоки в энергетическом секторе".
Заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, 39 лет, бывший сотрудник банка МЕНАТЕП (холдинг, контролировавшийся группой Михаила Ходорковского), был избран этим летом в управляющий совет государственной монополии по транспортировке нефтепродуктов, "Транснефтепродукт". Другой советник президентской администрации, Евгений Школов с 1999 года является членом управляющего совета российской монополии "Транснефть". Его полномочия еще больше расширились, поскольку он войдет и в управляющий совет компании "Аэрофлот".
Сотрудник администрации президент Игорь Сечин был поставлен во главе нефтяной компании "Роснефть", занимающей в стране пятое место по добыче нефти.
В итоге, это предприятие должно слиться с мировым газовым гигантом "Газпром", возглавляемым Алексеем Миллером, близким соратником Владимира Путина, в то время как совет директоров "Газпрома" возглавляет Дмитрий Медведев, нынешний глава президентской администрации.
По мнению наблюдателей, эти назначения стали выражением воли Кремля установить "вертикаль власти" в энергетическом комплексе страны. Некоторые между тем идут еще дальше и полагают, что контроль будет восстановлен над всей экономической сферой.
"Главная идея премьер-министра Фрадкова, - отмечал на страницах "Независимой Газеты" заместитель председателя союза предпринимателей и промышленников Игорь Юргенс, - направлена на создание полугосударственных механизмов развития экономики страны и конкурентоспособности России. Иными словами, мы перейдем от классической рыночной модели к модели государственного капитализма. Но она не будет эффективной, принимая во внимание уровень коррупции в России".
Иностранные операторы уже учитывают эти изменения в своих планах на протяжении нескольких месяцев. Total, которая давно намеревалась войти в капитал "Сибнефти", предприняла изменения в стратегии и постепенно приблизилась к "Роснефти".
Китайцы из нефтяной государственной компании CNPC оказались в затруднительном положении, когда в разгар судебного разбирательства группа ЮКОС прекратила свои поставки. Пекин сделал ставку на компанию Михаила Ходорковского, но был вынужден вести напрямую переговоры с Кремлем, чтобы ограничить риски прекращения поставок нефти.
Ситуация на российском рынке полностью изменилась. Еще несколько лет назад крупнейшие мировые компании рассчитывали проникнуть в российскую производственную сферу, сейчас большинство из них уже оставили эту идею, или в лучшем случае, отложили свои проекты.
"Альянс TNK-BP должен был остаться исключением", - говорит один из зарубежных операторов. Представитель другой западной компании полагает, что недавнее участие Total в российской газовой компании "Новатек" - не что иное, как покупка "места наблюдателя на длительный срок". По мнению одного трейдера, "игра теперь понятна: речь уже идет не о проникновении на рынок, а об обеспечении в будущем контроля за квотами российской нефти".
И теперь необходимо вести переговоры напрямую с Кремлем, который, совершенно очевидно, намерен превратить энергетическое сырье в инструмент своей экономической и внешней политики. "Россия не должна беспокоиться по поводу Китая, она может довериться ему и рассчитывать на него", - заявил премьер-министр КНР Вэнь Цзябао, а Россия между тем развеяла надежды Пекина в отношении строительства нефтепровода, который должен был соединить Сибирь с Китаем.