У Евгения Адамова остается пять дней, чтобы принять решение. Но бывший глава российского Минатома еще не знает, будет ли он подавать в Федеральный суд апелляцию на решение Федерального управления юстиции Швейцария передать его США, а не России; к экстрадиции в Россию он ранее был готов.
Вероятно, Евгений Адамов, выдачи которого требовали и американцы, и русские, устал от борьбы. "Если он не подаст апелляции, то только из-за усталости. Он деморализован" пятью месяцами заключения в Берне, заявил в понедельник в Женеве его адвокат Морис Арари. В то утро Федеральное управление юстиции объявило заключенному, что оно отдало Вашингтону предпочтение перед Москвой.
Политическая подоплека решения была тем более очевидной, что российский парламент выразил беспокойство по поводу государственных секретов, которые бывшего министра могли бы заставить выдать американские следователи в случае его экстрадиции в США. Поэтому кабинет министров был проинформирован о решении управления. Но правительство не нашло причины для возражений.
Свести к минимуму возможность безнаказанности. США первыми потребовали от Швейцарии выдачи Адамова. Русские последовали их примеру спустя 15 дней. Обе страны ставят в вину бывшему российскому министру хищение крупных денежных сумм, предназначавшихся для совершенствования системы безопасности российских АЭС. Прокурор штата Пенсильвания обвиняет бывшего министра в присвоении 9 млн долларов, выделенных американским правительством в качестве помощи.
Но не срок подачи ходатайства побудил швейцарскую сторону сделать выбор в пользу США. Юристы Федерального управления юстиции рассудили так: если Адамов будет выдан русским, американцы никогда не смогут его судить, так как Россия не экстрадирует своих граждан. Напротив, если Адамов будет выдан США, последние смогут потом передать его России. Юриспруденция Федерального суда обязывает в случае подобной коллизии выбирать такое решение, которое сводит к минимуму возможность безнаказанности. Поэтому предпочтение следует отдать американцам, решило Федеральное управление юстиции.
Этот аргумент не убеждает Мориса Арари, так как он нарушает принцип, согласно которому обвиняемый может быть судим за вменяемые ему преступления лишь один раз. К тому же Арари отмечает уже четыре прецедента, когда швейцарское правосудие сталкивалось с двумя "конкурирующими" ходатайствами об экстрадиции, и решение всякий раз принималось в пользу США.
У Евгения Адамова есть причины чувствовать себя усталым. У него сложилось впечатление, что он попал ловушку, расставленную с молчаливого согласия Федерального управления юстиции бернским следственным судьей, который вызвал его 2 мая для дачи показаний по возбужденному в Швейцарии делу против его дочери Ирины Адамовой. Именно этот судья выписал постановление об его аресте с целью дальнейшей экстрадиции, а за несколько дней до этого именно он поставил американцев в известность о присутствии россиянина в его кабинете.
Сначала эта версия замалчивалась, но она была подтверждена принятым в августе решением Федерального суда, который, впрочем, счел, что такая процедура была законной. "Если бы судья не дал Вашингтону эту зацепку, американцы никогда не потребовали бы выдачи Адамова", - говорит Морис Арари.
Пока Евгений Адамов остается в тюрьме. Апелляция с его стороны только продлит срок его заключения.