Кондолиза Райс представляет свое ближневосточное турне на этой неделе как возможность "объединить умеренные силы и умеренные голоса" после летней войны Израиля в Ливане и в преддверии надвигающейся конфронтации с Ираном. Однако у нее много причин строить большие планы, и мало причин надеяться на получение помощи. Для многих арабов госсекретарь США возвращается на место преступления.
Отказ администрации Буша поддержать немедленное прекращение огня в израильском конфликте с "Хизбаллах", который в конечном итоге продлился 34 дня и причинил Ливану огромный ущерб, еще больше сократил ее влияние по ключевым вопросам. Самым ярким проявлением этого стало заявление Фуада Синьоры, прозападно настроенного ливанского премьер-министра и представителя тех самых "умеренных" голосов, на которые рассчитывают США, подтвердившего, что в Бейруте Райс не рады.
Предоставленная Вашингтоном Израилю свобода действий не привела к намеченным результатам. Как отметил Роберт Молли, бывший высокопоставленный чиновник администрации Клинтона, авторитет "Хизбаллах" в арабском мире значительно укрепился, в то время как позиции некогда внушавших ужас вооруженных сил Израиля и его политического руководства значительно ослабели. Кроме того, "совершенно непостижимый" подход невмешательства, в русле которого действовала Райс, не привел к установлению прочной стабильности, а именно такой целью этот подход пытались оправдать, сообщил он New York Review.
Поэтому есть большая вероятность новой войны против "Хизбаллах", в которой Израиль попытается вновь утвердить свое превосходство, полагает Молли, а расширенные, но по-прежнему практически бессильные миротворческие силы ООН не смогут предотвратить ее. "Суть конфликта уже не в достижении какой-то конкретной цели. Его суть - в демонстрации силы устрашения, определении правил игры, демонстрации того, кто здесь босс".
Теоретически это также является панрегиональной целью Райс, которую желательно достичь дипломатическими, а не военными методами. Однако подход Райс к другим ключевым вопросам по-прежнему характеризуется отсутствием новых идей или четкого плана.
Выступая в Джидде, Райс призвала к прекращению столкновений между "Хамасом" и "Фатхом" в секторе Газа. Однако она дала понять, что в дирижируемом Соединенными Штатами бойкоте возглавляемой "Хамасом" палестинской администрации, который и провоцирует трения, перерыва не будет. И, признавая на словах важность создания палестинского государства, она ни на дюйм не отклонилась от курса администрации, согласно которому главным приоритетом Вашингтона является борьба с экстремизмом в Иране и Ираке, а также среди "Аль-Каиды" и джихадистов того же толка.
Это скорее испугает, чем объединит министров восьми "умеренных" арабских правительств", которые вчера встречались с ней в Каире. "Мы надеемся, что США возобновят мирный процесс и приведут регион к миру и стабильности", - заявил Сауд аль-Фейсал, саудовский министр иностранных дел. Он назвал израильско-палестинский конфликт "главной проблемой" региона и указал, что от его разрешения зависит исход и других диспутов. Сходные призывы поступили из Египта и Иордании.
Однако Райс, зная о неоконсервативной оппозиции в США какому бы то ни было давлению на Израиль с требованием уступок и понимая, что израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт находится не в той политической форме, чтобы возобновлять мирные переговоры, не дала конкретного ответа. В Вашингтоне звучат предположения о том, что любая инициатива может подождать, пока в следующем месяце в США не состоятся выборы в конгресс, - если вообще таковая появится. Отвергая вмешательство Райс еще до сегодняшней встречи госсекретаря с Махмудом Аббасом, палестинским президентом и лидером "Фатха", Исмаил Хания, премьер-министр от партии "Хамас", обвинил ее в тактике "разделяй и властвуй" и призвал арабских лидеров попросту игнорировать ее.
Недовольство политикой ничегонеделания, которую проводит Райс, нарастает. "Нужно предпринять серьезные усилия, чтобы урегулировать израильско-палестинский конфликт", - писала на днях в редакционной статье газета The New York Times. Райс также следует посетить Дамаск и убедить сирийского президента Башара Ассада в необходимости обуздать "Хамас" и "Хизбаллах", подчеркнула газета. Однако подобные увещевания, которые поддерживают некоторые европейские правительства, похоже, не оказывают никакого влияния. По словам пресс-секретаря Райс, она участвует в "консультациях и критически оценивает результаты деятельности". Посещение Сирии в ее планы не входит.
Ведя бесконечные мягкие разговоры о содействии умеренности, Райс везет одно жесткое собственное послание. Суннитские арабские правители, обеспокоенные ядерными и региональными амбициями шиитского Ирана и стыдящиеся наглядно продемонстрированной удали "Хизбаллах", услышат от Вашингтона следующее жесткое требование: поддержите нас в приближающейся битве с Ираном. Возможно, Райс не получит ответов по старым конфликтам. Однако она с готовностью возглавит группу поддержки новых.