Похищение детей превратилось в Китае в настоящий криминальный бизнес - частный детектив с помощью игральных карт ведет поиск жертв
Дай Тэджу радостно смотрит с фотографии. О таком сыне с "ясными глазами, высоким лбом и круглым лицом" мечтают все китайские родители. Для мальчика картинная внешность стала роковой.
Бабушка отвлеклась от присмотра за внуком в Хуайхуа провинции Хунань всего на секунду. В этот момент кто-то - позднее сосед скажет, что видел женщину, - взял пятилетнего малыша 23 марта 2004 года за руку. В 100 метрах от места происшествия расположен вокзал с его постоянным хаосом из ожидающих разнорабочих, орущих продавцов и дребезжащего голоса из репродуктора. Плачущий мальчик, ростом 1 м 10 см, которого тянул за собой взрослый, не бросался в глаза.
Лицо Дая было помещено на игровую карту. Это бубновый туз. Такой козырь с удовольствием разыграет любой игрок. И при этом посмотрит на карту. На это и надеются родители мальчика.
10 тысяч колод
Специализирующийся на похищениях детей частный детектив Шэнь Хао поместил на обычные игральные карты фотографии похищенных детей из 25 семей. В марте он встретился с родителями похищенных детей и рассказал им о своей идее. Он выбрал 21 мальчика и 6 девочек из 16 провинций Китая. Самому маленькому из них - 2 года. Шэнь Хао раздал около 10 тыс. карточных колод в поездах, на железнодорожных станциях, в полицейских участках заядлым китайским картежникам.
Похищения детей стали новым видом преступлений. Малыши до 7 лет похищаются на улицах, а затем отправляются за тысячи километров в бездетные крестьянские семьи. С 1978 года, после начала экономических реформ, введения налога на второго ребенка и ежегодного перемещения по территории страны более 14 млн китайских крестьян, которые едут в город в поисках работы, случаи киднепинга участились. 70% преступников, которые часто входят в местные банды, составляют женщины.
"Официальных данных о том, сколько детей похищается ежегодно, нет",- говорит Шэнь Хао. 37-летний детектив из Нанкина расследовал за последние годы около 5 тыс. случаев. "Мы нашли 300 детей". По сообщениям газеты Fazhi Ribao, за период с 2001 по 2004 год полиции удалось раскрыть в общей сложности 24809 случаев похищения. Маленький Дай рос в обеспеченной семье. В день, когда мальчик был похищен, его родители уехали по делам. Все свое состояние, а это 40 тыс. евро, семья вложила в поиски малыша, пишет газета Nandu Zhoukan. Но все напрасно.
Продаются в качестве новых членов семьи
Похитителям не нужен выкуп. Они не продают маленьких детей как рабочую силу или для проституции, в большинстве случаев дети становятся новыми членами семьи или женами в семьях крестьян. Особенно ценятся в крестьянских семьях мальчики. Они станут продолжателями рода по мужской линии. По сообщениям онлайн-службы одной из газет, за маленького мальчика в деревне заплатят до 1800 евро. Это в пять раз больше среднегодового дохода китайского крестьянина.
Полиция начинает поиски ребенка по всей стране только в том случае, если родители могут сообщить, "когда, где, при каких обстоятельствах и кем" был похищен ребенок. Нехватка кадров в полицейских участках Китая, которых по всей стране около 52 тыс., ощущается особенно сильно в сельской местности. Там в участке могут работать два, а то и один полицейский. За похищение женщин и детей предусмотрена смертная казнь. Однако и такое суровое наказание не пугает похитителей. Высокий доход и незначительный риск позволяют этому бизнесу процветать, что обнажает пугающую разницу в жизненных стандартах и представлениях о ценностях между китайским богатым центром и его крестьянскими окраинами.
Незначительный успех
В апреле прошлого года полиции удалось вернуть целую группу маленьких детей их отчаявшимся родителям. Игральные карты с фотографиями Саддама, выпущенные американцами, натолкнули частного детектива Шэнь Хао на мысль поместить на карты фотографии похищенных детей. Через 20 дней после того, как он распространил в полудюжине провинций такие карты со своим контактным телефоном, было найдено два ребенка. Однако Дая Тэджу, которому сейчас уже исполнилось 7 лет, среди них не было.