Неужели богатые и знаменитые действительно отличаются от нас, всех остальных, даже своими генами?
Время покажет. Фонд X Prize, спонсор широко освещавшейся в прессе награды 2004 года за разработку ракеты многоразового использования, пригодной для частных космических полетов, заявил, что теперь он объединяет усилия с богатым канадским геологом, чтобы предложить 10 млн долларов тому научному коллективу, который сможет полностью расшифровать геномы 100 людей за 10 дней.
И это еще не все. В качестве бонуса команда-победитель получит еще один миллион на расшифровку генома еще ста человек, в том числе целой пачки знаменитостей и богатых спонсоров. Для будущей расшифровки уже выбраны: один из основателей Google Inc. Ларри Пейдж, один из основателей Microsoft Corp. Пол Г. Аллен и бывший король операций с рискованными бумагами Майкл Милкен.
Смысл звездной гонки за геномом - привлечь интерес общества к исследованиям ДНК и ускорить наступление эры "персонифицированной медицины", когда лекарства и диеты будут подогнаны под индивидуальные генетические особенности, говорит основатель фонда X Prize (Санта-Моника, Калифорния), предприниматель в сфере аэрокосмической промышленности Пол Диамандис.
Завоевать новый приз будет непросто. Потребовалось более 10 лет и 300 млн долларов, чтобы государственный проект "Геном человека" в 2001 году произвел на свет первый список всех генов человека. В этом проекте была задействована ДНК от нескольких анонимных доноров, так что в результате был получен "усредненный" геном человека. И все-таки, несмотря на то что геном двух разных людей, как считается, совпадает более чем на 99,9%, даже небольшая разница очень существенна. Малейшие вариации в последовательности фрагментов ДНК в любом месте нашего генома отвечают за разную внешность людей и их предрасположенность к тем или иным болезням. Хотя исследователи часто занимаются отдельными генами, им по-прежнему недостает доступного способа окинуть взглядом человеческий геном в целом.
Более быстрые и дешевые способы расшифровки геномов большого числа людей могут иметь колоссальное значение для здравоохранения. Если бы пациенты знали свой генетический "профиль", доктора могли бы помочь им выбрать лекарства или определить, какими болезнями они рискуют заболеть. Базы данных, в которых представлено множество геномов, могли бы ускорить поиск новых лекарств и методов лечения.
Диамандис говорит, что вторая группа из 100 добровольцев, названная "Геном-100", будет со временем выбрана и оглашена; в нее войдут как знаменитости, так и обычные люди. Как он говорит, многие общественные организации, занимающиеся борьбой с болезнями, в том числе March of Dimes ("Марш медяков" - движение помощи детям с врожденными недугами. - Прим. ред.), получат право выбирать людей с определенными заболеваниями в надежде, что расшифровка их генома поможет выявить генетические корни этих заболеваний. Что касается той группы, в которую входят господа Пейдж, Аллен и Милкен, то, как говорит Диамандис, его цель - сделать ДНК "значимой" для людей, а один из способов достижения этой цели - "найти знаменитостей и промышленных магнатов, желающих поучаствовать в этом деле".
Представители фонда говорят, что и другие известные люди согласились подвергнуться "расшифровке", в том числе физик Стивен Хокинг и телеведущий Ларри Кинг. В электронном письме, поступившем из офиса господина Хокинга, о проекте отзываются одобрительно. Что касается Кинга, то получить от его команды подтверждение его участия в проекте нам вчера вечером не удалось.
По словам представителей фонда, во всех случаях добровольцы смогут сами решать, станет ли их ДНК общественным достоянием или нет. Данные расшифровки ДНК, скорее всего, окажутся полезны, особенно со временем. Уже сейчас некоторые компании предлагают генетические исследования, позволяющие вычислить предков или выявить предрасположенность к какой-либо болезни, например, к раку груди. Однако функции большинства генов еще только предстоит понять.
В настоящее время рынок секвенаторов ДНК и реактивов, необходимых для их работы, составляет около 925 млн долларов в год. Эти приборы повсеместно применяются в медицинских исследованиях, а также в судебно-медицинской экспертизе, например, для установления отцовства.
Хотя цены на эту услугу за последние годы резко упали, основной химический метод, используемый в этих приборах, известный как секвенирование по Сэнгеру, остается неизменным на протяжении двух десятилетий. Это означает, что прочтение всего генетического кода человека, состоящего из последовательности в шесть миллиардов букв, распределенных по 46 хромосомам, по-прежнему обходится слишком дорого, чтобы его можно было широко использовать.
Чтобы получить приз, исследователям и фирмам придется придумать совершенно новые технические приемы. Решение заставить научные коллективы расшифровывать 100 геномов за 10 дней было принято после обсуждения с ведущими учеными, которые интуитивно полагают, что этой цели трудно, но можно достичь в течение пяти лет.
Финансирование со стороны фонда X Prize, как ожидается, подстегнет уже и сейчас достаточно напряженную конкуренцию в области разработки более быстрых и дешевых способов расшифровки ДНК. Предприниматели, специализирующиеся на рискованных вложениях, уже сформировали пул компаний, инвестирующих в новые, скоростные технологии.
Американский национальный институт здоровья в Бетезде (штат Мэриленд) выделил с 2003 года более 71 млн долларов на разработку секвенаторов нового поколения; в институте говорят, что их цель - принципиально снизить стоимость расшифровки ДНК одного человека, доведя ее примерно до 1000 долларов.
Некоторые биотехнологические компании уже пытаются расшифровывать человеческий геном в качестве способа привлечения внимания к своей продукции. Так, расположенная в штате Коннектикут биотехнологическая компания 454 Life Sciences, продающая новый тип секвенаторов, изучает гены Джеймса Уотсона - человека, который был одним из авторов открытия структуры молекулы ДНК. Пока что работа очень трудоемка. "Расшифровать человека - дело нешуточное", - говорит исполнительный директор 454 Крис Маклеод.
Несмотря на рост государственного и частного финансирования, Диамандис из фонда X считает, что привлекательность денежного вознаграждения сохраняется. По его словам, оно "привлечет компании, не принадлежащие к мейнстриму", которые, возможно, сделают неожиданные открытия.
Кроме того, премия, как предполагается, привлечет колоссальное внимание прессы. Предшествующая награда в области космоса, которую завоевал алленовский SpaceShip One, повлекла за собой 5,5 миллиардов упоминаний в прессе, что, по словам пресс-секретаря фонда Яна Мерфи, эквивалентно рекламе стоимостью 120 млн долларов. "Мы направим на участников свет софитов и превратим их в героев", - говорит Диамандис.
Денежное вознаграждение в 10 млн предоставлено канадским геологом Стюартом Блассоном, участвовавшим в 1991 году в открытии месторождения алмазов к югу от полярного круга. Он финансирует эту премию из любви к науке и "нестандартному мышлению".