Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 октября 2006 г.

Мелик Кайлан | The Wall Street Journal

Саакашвили дразнит медведя

Грузия арестовала четверых российских военных советников по обвинению в шпионаже и вежливо передала их России через нейтральных европейских чиновников. Россия же отвечает весьма жестоко, если не сказать несоразмерно, отозвав всех своих дипломатических сотрудников из Тбилиси и полностью прекратив морское, сухопутное и воздушное сообщение. Опять начались, могут сказать некоторые, эти метания и игра мускулами на Кавказе. Россия, несомненно, рассчитывает на то, что прекращение или замедление доступа на ее рынки для Грузии и грузинских эмигрантов еще туже зажмет Тбилиси в тисках - после того как с начала года уже действует запрет на поставку грузинских вин и минеральной воды.

В той напряженной атмосфере насилия и интриг, которая окружает Кавказ еще со времен царской колонизации, вряд ли можно сомневаться, что в Грузии действует множество самых разных российских шпионов. Быть может, в их числе и те, кого арестовали за шпионаж грузинские власти? Прибавьте к этому твердую поддержку Москвой отделения Абхазии и Южной Осетии, порабощенных ею этнических анклавов, которые стали криминальными территориями, и недавние усилия по присоединению этих регионов к России. Можно считать, что Тбилиси имел оправдание для ареста любых подобных людей, хоть четверых, хоть дюжины, в любой момент в предыдущие годы. Так почему он пошел на это именно сейчас? Что особенного в нынешнем моменте?

***

Странное время для того, чтобы провоцировать русского медведя. Владимир Путин недавно согласился на скорый вывод российских баз из Грузии, и, согласно любым отчетам, все происходит по плану (после многих лет обещаний). Зачем же осложнять ему работу, подогревая национальную неприязнь к Кремлю? Некоторые эксперты указывают на то, что вскоре в Грузии состоятся выборы, и президент Михаил Саакашвили раздувает популистские настроения в преддверии голосования. Однако при ближайшем рассмотрении гипотеза оказывается несостоятельной, поскольку прогнозировалось, что он и так сумел бы одержать красивую победу.

Более того, враждебность в отношении России грозит в последний момент оттолкнуть многих избирателей, которых беспокоят ответные меры Москвы. Нет объяснения и тому, почему Саакашвили подвергает риску отношения со своими западными союзниками в Европе и Америке, выступая против северного соседа в столь неподходящий момент - именно сейчас президент США нуждается в поддержке президента Путина по иранскому вопросу. Когда российских пленников выстроили перед камерами и объявили шпионами, что делалось и ранее на протяжении недели, это выглядело агрессией и провокацией. Путин может оказаться прав в своем заявлении, что Саакашвили ошибается, рассчитывая на поддержку "иностранных спонсоров" в подобной конфронтации.

Если это действительно та самая ситуация, и Россия собирается одержать победу во всех подобных столкновениях, рассчитывая, что симпатии Запада к Грузии не простираются настолько далеко, то в этом случае Запад оказывается в еще большей опасности, чем Грузия. Из всех так называемых продемократических "цветных революций", которые прошли в последние годы от Бишкека и Бейрута до Киева и дали миру надежду, только наследие "революции роз" в Тбилиси продолжает приносить плоды. По сути, это единственная революция, которая не сгинула от беспомощности. Короче говоря, если Запад еще сохранил силы для распространения демократических ценностей в новые страны или, по крайней мере, хочет сохранить иллюзию этого, Грузия предоставляет ему последний шанс.

В немалой мере причинами этого послужили фанатичное стремление Саакашвили установить в Грузии западные стандарты и та одержимость, с которой он управляет страной, ставшая его узнаваемым стилем. Президент Саакашвили сразу понял, что шансы выдержать давление со стороны России невелики, если взгляд мировой общественности не будет прикован к драматичной борьбе его небольшой (8 млн жителей) страны за выживание. На грузинском телевидении популярна штука о любви "Миши" к путешествиям - он постоянно совершает поездки. Но для этого у него имеется причина. Во Франции он дает публичные интервью на французском. В Америке - на английском. В Голландии он говорит по-голландски, и даже по-украински в Киеве, где учился в студенческие годы. Повсюду, от Казахстана и до Турции, он делает вложения в будущее Грузии. Он знает, что каждый раз, стоит России погрозить кулаком, как у иностранных инвесторов дрожат колени. Но он не может отступить. Это будет означать гибель. Он убедил большую часть западного мира, что идеалы и даже честь международного сообщества связаны с судьбой Грузии.

Около двух недель назад, когда мировые лидеры встретились в Нью-Йорке на пленарной сессии ООН, где выступали с речами, стало известно, что Косово стоит на грани провозглашения независимости от Сербии. Россия, напротив, выступила в поддержку своих сербских союзников. Она заявила, что в ответ на подобный прецедент Абхазия и Южная Осетия также объявят о своей независимости от Грузии. Таким образом, она осуществила хорошо рассчитанный маневр геостратегической блокировки.

Грузии следует приравнивать подобное заявление к акту агрессии и отвечать соответственно. Сплотится ли Запад в ее поддержку? Нет, этого не произойдет. Поэтому в Косово придется отступить, чтобы не вызвать цепную реакцию. Россия победила. Это свершившийся факт. Все остальное - логические выводы. Косоваров не убедишь навсегда остаться под гнетом Сербии, отложить вопрос о самоопределении и навсегда отказаться от эволюции в сторону демократического строя по европейскому образцу. В то же время абхазы и осетины могут выбирать лишь утвержденных Россией лидеров.

В результате Саакашвили приходит к выводу, что рано или поздно Косово сделает свой ход, Россия ответит на него, и Грузии придется одной сражаться с распадом, в то время как Запад будет игнорировать свои обязательства. Да, сейчас совершенно неподходящее время для конфронтации Запада с Россией, но не будет подходящего времени и в ближайшем будущем, поскольку все внимание приковано к войне с исламским терроризмом. В постсоветскую эру Россия могла безнаказанно поддерживать геноцид, проводимый сербами, равнять с землей Грозный, дестабилизировать обстановку в Таджикистане, вооружать Сирию и во множестве других случаев чинить произвол. Так разве может Грузия ожидать реакции со стороны своих союзников в тот момент, когда им нужны российские нефть и газ и стратегическая поддержка России против джихадистов?

***

Возможно, натолкнувшись на эту стену, Саакашвили решился на арест российских военных за шпионаж, чтобы спровоцировать Москву на безрассудные действия, которые Запад просто не сможет игнорировать. Возможно, он пытался разбудить западный блок или то, что от него осталось. Здесь не было искусного управления государством или высокой дипломатии. По сути, это была открытая агрессия. Но благодаря ей внимание всего мира было привлечено. А что бы вы сделали на месте Саакашвили?

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru