Спустя четыре года со дня убийства Анны Политковской в Чечне продолжаются насилие и репрессии. Стало еще опаснее заявлять о превышении власти президентом Кадыровым и его придворными, сообщает из Грозного Альберто Д'Ардженцио, корреспондент еженедельника L' Espresso.
"После покушения 9 мая 2004 года на президента Чечни Ахмада Кадырова, отца Рамзана, Путин сделал ставку на сына, человека порывистого, который любит бокс и самого себя до такой степени, что скатился до культа личности почти сталинского типа. В 2007 году Владимир Путин сделал Рамзана президентом, чтобы довести до конца "чеченизацию" чеченского конфликта. "Стратегия Москвы не вызывала сомнений: сделать так, чтобы одни чеченцы устраняли других чеченцев", - объясняет Дик Марти, бывший швейцарский прокурор и автор последнего доклада Совета Европы по ситуации с правами человека на Северном Кавказе. Кадыров рьяно выполнял поставленную задачу, и в результате - 150 решений Европейского суда по правам человека против России за нарушение прав человека в Чечне", - пишет издание.
"В период с 2000 по июль 2009 года, когда Путин триумфально сообщил об окончании "антитеррористической операции" в Чечне, в этой республике пропали без вести от 3 до 5 тысяч человек. Осуществлялись похищения людей, которые отстаивали свои права, требовавшие правды, или просто людей, похожих на исламских террористов, но при этом ни один из чиновников не оказался в тюрьме, несмотря на то, что родственники жертв предоставляли фото автомобилей, использовавшихся виновными, имена и фамилии представителей правоохранительных органов, причастных к преступлениям. Те, кто протестует, подвергаются запугиванию. Или их просто похищают. Или убивают, как Анну Политковскую", - пишет автор статьи.
Террор распространяется и за пределы Кавказа. Стоит перечислить лишь имена тех, кто был убит вне границ республики: Умар Исраилов, Сулим Ямадаев, Руслан Ямадаев. "По данным французских спецслужб, в Европе и на Ближнем Востоке действуют группы чеченских киллеров", - пишет автор статьи.
"Террор усиливается как в самой Чечне, так и за ее пределами. Чеченский пожар перекинулся на восток, в Дагестан, и на запад, в Ингушетию и Кабардино-Балкарию, его эхо докатилось и до Северной Осетии, о чем свидетельствует теракт на центральном рынке Владикавказа, в результате которого погибли 17 человек", - отмечает автор статьи.
"С 2009 года в Чечне мы можем констатировать вызывающее тревогу ужесточение актов насилия, похищений, убийств и терактов", - говорится в докладе Дика Марти.
"Кадыров, - анализирует Андрей Солдатов, журналист "Новой газеты", - кажется непобедимым. Нет никого, кто бы мог всего лишь критиковать его. Кремль предоставил ему всю полноту власти, но атаки продолжаются. Требуется сильное давление Запада, чтобы прояснить ситуацию с преступлениями специальных сил и поставить его в трудное положение". Молодой Рамзан навязывает Коран и мечтает о туризме. Восстановив столицу, Кадыров теперь хочет превратить долину Аргуна в центр альпийских видов спорта. От Москвы и от частных лиц вскоре должны поступить 500 млн евро инвестиций. Но многие, как Солдатов, коллега Политковской, задаются вопросом: "Кто поедет в отпуск туда, где каждую неделю творятся теракты и репрессии?" "Действительно, кто?" - спрашивает автор статьи.