Уже давно Юрий Лужков на посту мэра российской столицы казался пережитком постсоветских 1990-х годов. Корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung называет его начальником советской закалки: "авторитарный, популярный, понятный народу - отличное сочетание добродушия и твердости".
Однако с окончанием эры Ельцина, продолжает обозреватель, в России вырос спрос на руководителя другого типа. "После того как Владимир Путин в начале нового века въехал в Кремль, положив конец обусловленной болезнью и пристрастием к алкоголю фазе слабости президентской власти в России, он предпринял два шага по ее укреплению: лишил влияния олигархов, добившихся богатства и власти в годы дикой приватизации, и закончил эксперимент под названием "российский федерализм", выстроив жесткую вертикаль власти". С 2004 года губернаторов в России назначает президент, напоминает издание.
"Лужков утратил чувство реальности только в самом конце, - констатирует автор. - Он слишком поздно понял, что его час пробил. Парламентские выборы 2011 года и президентские 2012 года уже дают о себе знать: с начала этого года президент Медведев занялся тем, что увольняет влиятельных губернаторов". Лужков просчитался, полагая, что может вбить клин в отношения между президентом Медведевым и премьером Путиным. "Несмотря на пессимистичные прогнозы знатоков кремлевских реалий в начале правления тандема, дуэт Медведева-Путина на этот раз выстоял".
"Сопротивление Лужкова вынудило Медведева замарать сомнительной компанией в СМИ и самодержавным указом чистые пока руки демократа", - пишет в заключение немецкое издание. Отправив в отставку третьего по влиятельности человека в государстве, президент показал, что он не слабак. "Для российской политики отрешение от власти Лужкова - сигнал, подобный тому, что был послан в свое время олигархам арестом Михаила Ходорковского: бросивший вызов Кремлю всегда проигрывает".