Абсолютно предсказуемый шаг Кремля - большая редкость, полагает корреспондент The Financial Times Чарльз Кловер, так что возвращение Путина на президентский пост стало для российских политиков сюрпризом. Теперь эксперты гадают, что принесет третий (и вероятный четвертый) срок Путина.
"Пока дела идут не лучшим образом. Даже объявление о решении Путина было организовано топорно: стало неожиданностью не только для общества, но и для верхушки правительственных чиновников", - говорится в статье. А решение передать Медведеву пост премьер-министра спровоцировало ссору с Кудриным, добавляет автор. "Фактически это было решение обменять политический кризис на экономический, и отставка Кудрина вызвала нервозность на рынках в момент, когда доверие к России и так невелико".
В принципе российская экономика по-прежнему здорова, отмечает автор: госдолг составляет всего 9% ВВП, дефицита бюджета в нынешнем году, возможно, удастся избежать. "Но в долгосрочной перспективе возвращение Путина ставит под вопрос будущее России, особенно планы приватизации", - пишет автор.
Большинство экономистов убеждены, что реформы необходимы, дабы не повторился 2009 год. "Повышение производительности труда - хороший аргумент в пользу приватизации, которая, по общему мнению экономистов, способна вдохнуть жизнь в стагнирующую экономику", - говорится в статье.
Мало кто сомневается, что в президентство Путина темп реформ замедлится. Но о приоритетах Путина пока остается только гадать, пишет автор. Одни полагают, что он предпочитает авторитарный капитализм типа китайского, и что приватизация будет представлять угрозу для льгот и корпоративных интересов коррумпированного чиновничества.
Другие считают, что в глубине души Путин - либерал: ведь либеральные решения Медведева определенно обсуждались с Путиным и были им одобрены. 16 сентября на конференции инвесторов Путин сказал, что не собирается строить госкапитализм.
Многое будет зависеть от цен на нефть, указывает обозреватель. "Падение цен на нефть может заставить Кремль провести экономическую и политическую либерализацию", - поясняет Кловер. И все же, если только Путин не окажется в беспрецедентно-тяжелых обстоятельствах, не стоит надеяться на реформу политической системы.
"Однако в России не все контролируется Кремлем", - продолжает автор. С 2000 года россияне стали зажиточнее, приблизились к среднему классу, а также сделались менее терпеливыми. Возможно, Кремль будет вынужден изменить форму управления, чтобы удержать городской средний класс от эмиграции.
"Некоторые полагают, что "Путин 2.0", как его прозвали, еще может всех удивить", - пишет газета. Неназванный бывший высокопоставленный кремлевский чиновник сказал: "Ему придется всем продемонстрировать, что он не жаждет власти и вернулся не для того, чтобы душить свободу и дальше. От него потребуют продемонстрировать, что он хороший".