Стабильность высоко ценится в мире бизнеса, а ничего стабильнее, чем Россия Путина, не существует. Однако "русскому Чавесу", который готовится в 2012 году вернуться в Кремль еще на 6, а может и на 12 лет, следует быть осторожным, ведь от стабильности недалеко до застоя, отмечает обозреватель Le Monde Мари Жего.
Согласно прогнозу рейтингового агентства Standard&Poor's, возвращение Путина в Кремль в долгосрочной перспективе может стать фактором, сдерживающим экономический рост, пишет издание. Несмотря на то, что пока агентство не собирается снижать рейтинг России (BBB), оно настороженно расценивает способность Путина улучшить деловой климат, способствовать конкуренции и модернизировать инфраструктуру, тем более что министр финансов Алексей Кудрин, выступавший за жесткую экономию и открыто критиковавший бюджетный популизм Кремля, отправлен в отставку. В предвыборный период премьер-министр Путин обещает увеличить зарплаты, пенсии, пособия и нарастить военный бюджет в 2012 году на 20%. В итоге российский бюджет, в котором две главные статьи расходов - военные и социальные, поразительным образом напоминает бюджет СССР, отмечает газета. "Результат может оказаться советским, - считает военный эксперт Павель Фельгенгауэр. - В конце концов, именно о военные расходы СССР сломал зубы".
На сегодняшний день экономические показатели России неплохие, однако российский бюджет уязвим, так как чрезвычайно зависим от цен на энергоносители, в первую очередь на нефть. Нет недостатка и в задачах, которые предстоит решить: вся промышленная инфраструктура нуждается в реконструкции, стране катастрофически не хватает дорог, электростанции устарели, самолеты на внутренних авиалиниях обветшали, пенсионная система под угрозой из-за демографических проблем (к 2025 году численность работающего населения может сократиться на 10 млн человек).
"Чтобы справиться с этими вызовами, России потребуются иностранные инвесторы. Пока доля прямых иностранных инвестиций в масштабах страны незначительна (20% ВВП). И уверенности в том, что возвращение Путина привлечет их в страну, нет", - констатирует Мари Жего.