Никогда я не чувствовал себя в меньшей степени англичанином, чем в прошлые выходные, когда мой шестилетний сын вернулся после первого дня, проведенного в школе. Он бежал ко мне и выглядел совершенно русским, как квас, папиросы и балалайка.
Дело не только в жилетке и галстуке, которые делают его похожим на десятки тысяч остальных местных ребят, впервые отправившихся в школу в своей парадной форме. (Я не выбирал для него форму для дебюта в классе. Просто родители Грега крайне нерадивы, они не смогли прийти в школу на торжества по случаю первого звонка и не смогли вмешаться).
Нет. Просто, как все остальные мальчики и девочки, впервые выходящие из школьных ворот юный Грег (Степа Уоррен по-русски) знал, что это - главное событие в его жизни.
Все разоделись в пух и прах, принесли учителям букеты цветов. В волосах некоторых одноклассниц Грега были огромные экстравагантные белые банты. Худые подростки, самые старшие ученики школы, отвели малышей за ручку в класс.
Когда я прибыл на место действия, маленьких школьников вели на цирковое представление. Мамы и папы тоже были приглашены. Был ли я единственным циничным родителем, которого поразила метафора современного образования, когда мы смотрели на плененных обезьянок и медведя, катающегося на коньках?
Но там, где я рос, никому не приходило в голову превратить первый день - а не последний - в школе в вечеринку с воздушными шарами и подарками.
Несмотря на весь шум, окружающий начало российского учебного года - это всегда первое сентябре, даже если выпадает на выходной - это очень беспокойное время для родителей. СМИ беспрестанно дают советы о том, как лучше подготовить детей к переходу из детского сада в школу. Но, как это часто бывает с добрыми советами, от этого становится лишь хуже.
Например, сообщение о том, что бесстыдно коррумпированная московская дорожная инспекция будет дежурить у школ и помогать малышам переходить дорогу, могло перепугать многих родителей. Не будут ли они брать с детей взятки, ?штрафуя? их точно так же, как автомобилистов?
Один из дорожных инспекторов был наказан в прямом эфире в программе центрального телевидения, попытавшись прочитать лекцию маленькой светловолосой девочке. Переходя дорогу, она должна искать переход-зебру. Знает ли она, что это такое? ?Это вроде лошади?, - ответила девочка.
Начало нового учебного года стало поводом для очередного спора по поводу учебного курса истории. Это предмет вызывает споры во многих странах. В России есть даже старая шутка о том, что прошлое так же непредсказуемо, как будущее.
Этим летом в драку ввязался ?Союз Правых Сил?, членами которого являются самые влиятельные либералы страны. ?СПС? предложил обеспечить школьные библиотеки переводом французского бестселлера ?Черная книга коммунизма?.
Естественно российские коммунисты отреагировали с яростью, узнав о том, что преступления их товарищей в стране и за рубежом могут стать известны школьникам. Один лидер партии, житель Урала, назвал эту книгу ?еще одним куском грязи, с помощью которого правые хотят промывать мозги нашим детям?.
Печально то, что министр образования Владимир Филиппов отступил, чтобы не оскорблять чувства коммунистов. Никто не предлагает использовать блокбастер Стефана Куртуа в качестве учебника. Однако само появление экземпляра этой книги в школьной библиотеке кажется таким, как Филиппов, несколько сомнительным решением. Он пробормотал что-то о необходимости получить оценку этой книги у экспертных комиссий и выразил сожаление в том, что дети вообще должны читать книги по истории, написанные иностранными авторами.
А как насчет учебников, написанных россиянами? Премьер-министр Михаил Касьянов тоже учил историю и на заседании правительства, состоявшемся на прошлой неделе, посвятил много времени тому, чтобы раскритиковать современный подход обучения истории.
Он пожаловался на то, что слишком часто употребляются марксистские термины, такие, как ?рабочий класс? и ?рабочая интеллигенция?. В одной из книг он нашел намек на то, что постсоветская Россия стояла на грани гражданской войны.
Многие считают, что Касьянову не нравится то, что в книгах расхваливается один из его предшественников, чемпион по выживанию среди аппаратчиков, Евгений Примаков. В последних вариантах, без сомнения заказанных в тот момент, когда Примаков являлся главой правительства, много говорится о том, как мудро он руководил экономикой после финансового кризиса 1998 г.
Очевидно, что пора обновить учебники истории и уделить должное внимание героическим достижениям Касьянова, а еще лучше - президента Путина.
К несчастью для Путина большинство из его учеников - министров и региональных губернаторов - отказывается угомониться. Они крайне беспокойны.
Спикер верхней палаты российского парламенты Егор Строев превзошел самого себя, приводя примеры того, как ужасно учат в школах арифметике. Одна из задачек: ?Террорист должен взорвать пять школ. В каждой находится по 756 учеников. Террористу удалось выполнить лишь одну пятую задачи. Сколько учеников поедут этим летом на каникулы??
Еще одна: ?Девять первоклассников пошли в столовую. Федя взял напиток. Каждый из первоклассников три раза плюнул в стакан Феди. Сколько раз первоклассники плюнули в напиток Феди??
Самые влиятельные россияне хихикали так, как будто были не старше моего сына. Однако их веселье не сравнимо с той детской радостью, с которой была воспринята шутка учителя. Это - самое странное заявление Путина за последние месяцы. Оно понравится тем, кто пытается разгадать тайну его мышления.