На этой неделе российский президент Дмитрий Медведев обозначил пять принципов, которыми Москва руководствуется во внешней политике. Вот два из них: защищать россиян, "где бы они ни находились", и обслуживать "привилегированные интересы" Москвы в зонах ее влияния. Что это - вторая холодная война? Больше похоже на возврат к XIX веку, когда великие державы резали мир как кусок мяса.
В ту эпоху царская Россия расширяла владения на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири. Тогда Америка велела Европе "убрать руки" от Латинской Америки. Тогда европейские монархии делили колонии в Африке и Азии.
Но та эпоха канула в прошлое. По крайней мере, так думал весь мир. Ее заменила несовершенная, но во многом более предпочтительная система глобальных организаций, международного права и договоров о соблюдении прав человека. За эту систему и шла борьба в ходе обеих мировых войн.
Потому соседи России и восприняли подобные ретрозаявления, подтвержденные пугающей демонстрацией силы в Грузии, со страхом.
Одно из хрупких оправданий Москвы для вторжения - защита "российских" граждан. Москва раздала российские паспорта жителям Южной Осетии и Абхазии - отколовшихся от Грузии провинций, которые на прошлой неделе Россия незаконно признала независимыми.
Международное право не разрешает стране "защищать" своих граждан на территории другого государства. (США использовали аргумент о "защите" во время вторжения на Гренаду в 1983 году.) Проблема меньшинств - это забота страны, где они проживают, или международного сообщества.
Забавный момент: еще один принцип Медведева во внешней политике - соблюдение международного права, в соответствии с которым делаются дела в XXI веке.
Но пока никто не видел, как сообщают, Россия раздавала паспорта этническим русским в Крыму - при том что полуостров входит в состав независимой Украины. Там располагается военная база России. Станет ли это предлогом для аннексии? Где она остановится? Что будет с миллионами русскоговорящих жителей Прибалтики или соседнего с Россией Казахстана? (Бруклин, не волнуйся, твои русские, видимо, вне зоны досягаемости.)
Да, 25 млн российских братьев и сестер "застряли", как выразился Медведев, в бывших республиках Советского Союза. Кроме того, у страны есть "привилегированные интересы" - особенно нефтегазовые интересы в Центральной Азии. Словно желая подтвердить этот пункт, российский премьер-министр Владимир Путин на неделе заключил с Узбекистаном договор о строительстве трубопровода, который будет поставлять газ, предназначенный для Европы - конечно же, через территорию России.
Безусловно, Россия соблюдает другой из своих принципов - обеспечивает, чтобы мир не был однополярным под руководством США. Но вот с пятым пунктом - не изолироваться от мира - она справляется плохо.
Россия оказалась единственной страной, признавшей независимость грузинских провинций. Характерно, что когда Россия, Китай и страны Центральной Азии на прошлой неделе собрались на саммит, никто из них не поддержал действия Москвы в Грузии и не признал Южную Осетию или Абхазию.
И пускай на этой неделе Европейский союз не смог договориться о том, применять ли против России санкции, он, по крайней мере, единогласно осудил ее действия, направил помощь в Грузию и отложил переговоры о партнерстве с Москвой. В распоряжении ЕС по-прежнему остаются другие варианты.
Изоляция, похоже, приносит определенные плоды. Российская денежная элита - видя негативный эффект, который изоляция оказывает на ее инвестиции, - начинает расходиться с политическим руководством.
Провозгласив свои принципы, Медведев попытался встать разными ногами в разных столетиях. Но расстояние между ними велико, и такая поза может оказаться неудобной.