Путин утверждает, что вина за кавказский кризис лежит на Вашингтоне. Неужели он действительно думает, что Дик Чейни настолько хитроумен?
Стремительное турне Дика Чейни по Кавказу, начавшееся вчера, будет воспринято конспирологами, апологетами Кремля и российским правительством как дополнительное "доказательство" их тезиса, что американский вице-президент, считающийся "ястребом", и его друзья-неоконы преднамеренно спровоцировали августовский кризис в Грузии в интересах определенных кругов, участвующих в избирательной президентской кампании в США.
Белый дом утверждает, что на встрече с президентом Михаилом Саакашвили в Тбилиси Чейни проанализирует будущие потребности Грузии и изучит широкие последствия раздела Россией этой страны. Тем временем администрация Буша планирует объявить о предоставлении Грузии пакета экономической помощи на сумму в 1 млрд долларов, предназначенного для восстановления страны, - это в дополнение к срочному кредиту в размере 750 млн долларов, который будет предоставлен через МВФ.
Некий высокопоставленный представитель администрации сообщил, что Чейни и Саакашвили рассмотрят последствия кризиса и обсудят "всеобъемлющую долговременную стратегию международного сообщества, которая призвана способствовать восстановлению Грузии, в том числе животрепещущую задачу по поддержке демократического выбора грузинского народа - выбора в пользу дальнейшей интеграции в евроатлантические институты, числе которых НАТО".
Это означает, помимо всего прочего, что военная помощь США будет продолжена и, возможно, увеличена.
Дирижеру российского вторжения - премьер-министру Владимиру Путину - следует хорошенько задуматься над этим заявлением. Весной Франция и Германия воспротивились попыткам Буша и Чейни принять Грузию в НАТО, но ныне этот тандем удваивает свои попытки укрепить связи бывшей республики СССР с Западом. Если Европа не поможет, США займутся этим в одиночку. Присутствие крупного контингента американских ВМС в Черном море - символ возобновленной и углубляющейся приверженности США этой идее.
Таким образом, поступив как задира, Путин навредил самому себе. Его поведение наверняка сблизит США с богатым нефтью Азербайджаном и встревоженной Украиной - странами, которые также посетит Чейни. Благодаря российскому лидеру этот стареющий боец холодной войны, которого вот-вот выпихнут на пенсию, досрочно получил рождественские подарки. Сейчас Чейни похож скорее на генерала, инспектирующего линию фронта, чем на высокую особу, прибывшую с официальным визитом.
Путинский "путч" вдохнул новую жизнь в тезис Чейни, что Россия опасна, а потому ее надо сдерживать, ей надо противостоять. Пошатнулись позиции тех сил в Москве и Европе, которые надеются расширить сотрудничество России как страны модернизации и реформ с международными институтами и международными механизмами урегулирования кризисов.
Чейни с Путиным стоят друг друга. В конечном итоге оба - рудименты прошлого, их лица обращены назад. Описывая Путина, Пол Куинн-Джадж пишет в Christian Science Monitor: "Лучшая характеристика для него - слово "sovok". В данном случае оно означает "человек, воплощающий в себе сумрачное и узколобое мировоззрение рядового советского человека, подозрительно относящегося к внешнему миру, исполненного злобы, который долго таит зло и помнит обиды. Путин горячо рассуждает о трагедии, как он сам выражается, распада СССР - тех временах, когда он лично пострадал, оказавшись без работы".
Чейни, очевидно, испытывает те же чувства в связи с тем, что затяжное фиаско в Ираке (а не события в Южной Осетии) пробило неустранимую брешь в его мечтах о всесильной, безраздельно господствующей однополярной американской империи, отстаивающей "универсально-безразмерную" глобальную систему ценностей с опорой на военную мощь, которой нет равных.
Тем не менее предположение, будто Чейни, напоследок сыграв в геополитические кости, собственноручно воплотил в жизнь южноосетинский кризис, фактически заманив безвинные, наивные российские войска в грузинский капкан, не выдерживает критики. Тот факт, что Путин и его "фронтмен", президент Дмитрий Медведев, продолжают уверять, что весь этот злокозненный план был разработан в Вашингтоне, дабы повысить рейтинг Джона Маккейна в избирательной кампании, еще не означает, будто так и было.
Взглянем правде в глаза: недотепистый Чейни с его зашоренным взглядом на мир не настолько хитроумен.
Да, США действительно направляли в грузинские вооруженные силы своих военных инструкторов - это практиковалось со времен "революции роз" 2003 года. Соединенные Штаты также помогали Грузии в области логистики и снабжали ее военной техникой, дабы помочь укрепить оборону и подготовиться к подаче заявки на вступление в НАТО. Этот курс США, хотя Москве он, возможно, не нравился, не был секретом.
Вдобавок Россия продолжала держать свои войска на грузинской территории под сомнительным флагом миротворческой миссии, спокойно глядя на всевозможные провокации со стороны нерегулярных формирований южноосетинских сепаратистов (а почти наверняка и потворствуя этим провокациям).
Также известно, что один из советников Маккейна, Рэнди Шойнеманн, действительно лоббировал в Вашингтоне интересы грузинского правительства, хотя в мае, по-видимому, разорвал эти деловые отношения. Шойнеманн, несомненно, симпатизировал позиции Грузии в ее отношениях с Россией. Но одно дело - сочувственно выслушивать жалобы или даже призывать к жесткому курсу, и совсем другое - убедить или склонить грузинское руководство к обреченному на неудачу, дорогостоящему и в конечном итоге глубоко унизительному вооруженному конфликту.
Даже если вы непоколебимо уверены, что Грузию подзуживали к войне коварные неоконсерваторы-республиканцы (в конце концов их удобно обвинить почти во всех бедах мира), задумайтесь на минутку, каковы будут последствия для избирательной кампании в США. Действительно ли кавказский конфликт повысил рейтинг Маккейна, как надеялись гипотетические заговорщики? Отнюдь. Так называемую "холодную войну-II" почти полностью затмил ажиотаж вокруг решения Маккейна баллотироваться в тандеме с Сарой Пэлин.
Короче говоря, "девушка из группы поддержки" оттеснила "поджигателя войны" на задний план. Рядом с "мисс Конгениальность" этот "комми Путин", как называет его обозреватель Морин Дауд, не имел шансов. Пейлин - это, наверно, более удачная кандидатура, определенно получше Чейни.
Пусть Саакашвили относится к числу "горячих голов". Но в сложных условиях он продержался так долго не потому, что делал глупости с подначки людей типа Чейни. "Несколько месяцев назад западные лидеры предостерегли меня, что этим летом следует ждать нападения", - сказал он в августе Мелику Кейлену в интервью для Wall Street Journal.
Как сообщает Джеймс Троб в New York Times, в течение месяцев накануне августовского конфликта наблюдалась эскалация провокаций со стороны южноосетинских сил и российских ВВС, провокаций, на которые грузинская сторона обычно реагировала пропорционально. В этот период Госдепартамент США, опасаясь обострения ситуации, неоднократно просил Саакашвили сохранять хладнокровие.
Но задним числом складывается впечатление, что Путин просто тянул время, ожидая момента, когда Грузия среагирует слишком бурно. Когда в начале августа это в конце концов случилось, его план военной кампании был уже сверстан, пехота, морские пехотинцы, самолеты и корабли находились в состоянии боевой готовности и под рукой, и Путин немедленно прилетел с Олимпиады, чтобы руководить операцией.
Саакашвили в своем интервью добавил: "Я прошу всех задуматься: что значит, когда сотни танков можно мобилизовать и за два дня оккупировать целую страну? Столько времени требуется только на то, чтобы их заправить. Они уже шли. Стали бы мы провоцировать войну, когда все наши западные друзья разъехались отдыхать? Рассуждайте здраво".