Девять молодых мужчин собрались в районе Чертаново, некоторые надели медицинские маски и рабочие перчатки, повествует журналист The New York Times Эндрю Рот. Их лидер, Алексей Худяков, давал последние указания, точно командир взвода, инструктирующий солдат перед рейдом.
"Общежития, где они живут, находятся с другой стороны здания", - сообщил Худяков. Автор статьи поясняет: "Они" - очередной объект возмущения политиков и народа в этой стране: незарегистрированные рабочие-мигранты, особенно выходцы из бывших советских республик типа Узбекистана и Таджикистана. Команда Худякова намеревалась изловить их на месте ночлега".
Худяков сказал своим товарищам: "Мы войдем, но не будем грубить. Не хочу видеть агрессию".
Газета приводит подробности: "Эти люди называют себя "Московский щит", это "правозащитная", по их утверждению, организация, которая, как и десятки других здесь, притягивает молодых людей и девушек. Одними движет рвение, другими - скука, поиски смысла жизни или желание где-нибудь почувствовать себя своим".
Отзываясь на анонимные "сигналы" жителей, члены организации врываются в подвалы и другие помещения, где живут мигранты, и стараются задержать обитателей до прихода полиции. В интернете "Московский щит" утверждает, что с марта обнаружил более 600 нелегалов, 7 из которых уже депортированы.
"Хотя российские власти подавляют многие НКО, - комментирует журналист, - особенно те, которые считаются угрозой власти президента Путина, подобные слабоорганизованные группы, которые придерживаются все более консервативной публичной программы, похоже, процветают".
По данным издания, полиция предоставляет "Московскому щиту", как и казацким патрулям или группам жильцов, борющимся с наркоторговцами, "необычную самостоятельность, а иногда оказывает негласное содействие". "При этом члены организации иногда применяют агрессивную, даже незаконную тактику", - говорится в статье.
"Они нашли себе безопасную нишу", - говорит об антииммигрантских организациях Александр Верховский, глава центра СОВА, который отслеживает случаи экстремизма в России. По словам Верховского, молодежные организации разочаровались в большой политике и предпочитают конкретные действия.
Газета приводит слова одного из участников рейдов - 20-летнего студента Антона Жаркова: "Они думают, что мы нацисты. Но мы приходим не для того, чтобы бить их или наказывать. Мы приходим, чтобы добиться справедливости".
Верховский критикует подобные организации. "Они действуют так, как, по их разумению, следовало бы действовать российской полиции, а это в большей или меньшей означает, что они сами себе закон".
Газета перечисляет еще несколько движений. "Движение "Оккупай педофиляй", за которое ратует известный националист Максим Марцинкевич, нападало из засады и подвергало насильственным преследованиям подростков-гомосексуалистов, заманивая их на свидания через соцсеть "ВКонтакте"", - говорится в статье. В августе полиция объявила об обысках в домах членов организации.
"Напротив, организации типа "Московского щита", похоже, нашли общие цели с полицией. В некоторых районах, по словам членов организации, их даже привлекали как вспомогательную силу во время ряда крупных операций", - говорится в статье. По словам автора, в соцсетях есть ролики, где полицейские и активисты арестовывают мигрантов плечом к плечу.
Газета возвращается к описанию рейда в Чертаново. В квартире активисты обнаружили 5 жильцов и 12 кроватей и вызвали полицию. После проверки документов полицейский сказал Худякову, что у всех жильцов есть регистрация. Он добавил: "Мы понимаем, чем вы занимаетесь. Есть другие жалобы в нашем районе?".