"Они провели больше десяти встреч и стояли плечом к плечу во время военного парада, состоявшегося здесь в четверг, - передает из Пекина корреспондент The New York Times Джейн Перлез. - Но прежде восхваляемые отношения между китайским президентом Си Цзиньпином и российским лидером Владимиром Путиным осложнились на фоне того, что экономика их стран буксует".
Две эпохальные энергетические сделки на поставки российского природного газа в Китай, подписанные в прошлом году, продвигаются с трудом и были лишь вскользь упомянуты, когда Путин и Си Цзиньпин встретились для переговоров после того, как понаблюдали за демонстрацией оружия на площади Тяньаньмэнь, пишут авторы статьи Перлез и Нил Макфаркуар. "Двусторонняя торговля, объем которой, по прогнозам, должен был превзойти 100 млрд долларов в этом году, в первом полугодии достиг только 30 млрд - в основном, из-за снизившегося спроса Китая на российскую нефть", - говорится в статье.
"Путин наслаждался, купаясь в лучах престижа Си, который руководит страной с одной из крупнейших экономик мира", - говорится в публикации. Но, учитывая недавнюю панику на фондовом рынке Китая и замедление его экономического роста, Пекин не сможет предоставить Путину спасительный балласт для преодоления экономических санкций, считают авторы.
Не исключено, что на фоне снижения цен на энергоносители условия российско-китайской сделки на поставку газа из Восточной Сибири в течение 30 лет придется пересмотреть, предполагает Джонатан Стерн, глава исследовательской программы по природному газу в Оксфордском институте энергетических исследований.
Другая сделка на поставки газа из Западной Сибири была парафирована двумя лидерами в ноябре, но, по словам профессора Стерна, подписание официального контракта, которое ожидалось в ходе текущего визита Путина в Пекин, кажется, было отложено.
"В Москве тоже угас оптимизм по поводу того, что Китай всерьез поможет России преодолеть экономические проблемы", - отмечают авторы статьи.
По словам аналитика Московского центра Карнеги Александра Габуева, российский спрос на китайские промышленные товары снизился на 40%, а на одежду - на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В статье также упоминаются финансовые проблемы со строительством скоростной железнодорожной линии, которая должна была соединить Москву и Пекин.
Журналисты находят "примечательной" взаимную симпатию Путина и Си Цзиньпина на фоне непростых отношений России и Китая в исторической перспективе.
"Успех Китая вызвал интерес России", - отмечает Фиона Хилл, эксперт по России в Brookings Institution (Вашингтон). Хотя экономический рост Китая замедляется, китайские перспективы, на взгляд россиян, все еще "более радужны" по сравнению с испорченными отношениями с Европой и Украиной и собственными экономическими проблемами, считает она.
"Оба лидера гордятся тем, что подняли двусторонние отношения до уровня стратегических - Россия и Китай недавно провели совместные военно-морские учения в Средиземноморье и в Японском море", - говорится в статье. Журналисты также упоминают общую позицию Москвы и Пекина по Ливии, Сирии и Ирану.
"Но у их стратегических интересов есть пределы", - утверждают Перлез и Макфаркуар: Китай обеспокоен тем, что отделение Крыма от Украины может создать прецедент для таких китайских территорий, как Тибет и Синьцзян, или для мирового признания фактической независимости Тайваня.
В Центральной Азии Россия и Китай являются в большей степени конкурентами, нежели сотрудничающими друзьями, отмечает издание, особенно потому, что Китай покупает энергоносители у бывших среднеазиатских республик.
По словам Дугласа Пэйела, вице-президента по исследованиям в Carnegie Endowment for International Peace, "Вашингтон, кажется, считает, что Путин - в большей степени обуза, чем благо для Пекина".