Заявления министра иностранных дел РФ и репортажи, распространяемые по российскому телевидению, не вызывают сомнений в том, что Кремль подготавливает общественное мнение перед наступлением, которое режим Дамаска хочет начать в Идлибе, последнем сирийском регионе, ускользнувшем из-под контроля правительственных войск. Наступлением, которое будет поддержано российскими силами, пишет корреспондент Le Monde.
Сирийский президент Башар Асад имеет полное право "добиваться уничтожения террористов", предупредил в понедельник 3 сентября российский министр иностранных дел Сергей Лавров. И сделал очередное предостережение: "Терпеть такое положение бесконечно невозможно".
Эти слова сопровождаются многочисленными картинками, распространяемыми по российскому телевидению: Идлиб представлен как логово джихадистов, где, по мнению Москвы, повстанцы готовят "провокацию" с химическим оружием, передает автор статьи.
"Все это представление позволяет Москве заранее оправдать наступление в Идлибе, - поясняет Андрей Кортунов, директор Российского совета по международным делам (РСМД). - Хорошо просматривается стоящая за этим логика: закончить войну и завершить взятие Дамаском под контроль ускользнувших от него мятежных территорий. Однако это не разрешит проблему. Я надеюсь, там наверху, в Кремле, тоже примут в расчет риски гуманитарной катастрофы и все политические потери, которые из этого проистекают".
"Несомненно, речь идет о предостережении странам Запада, - считает Андрей Кортунов. - Это месседж с налетом ультиматума: "Вы должны действовать с нами совместно, принять ситуацию и приспособиться к ней..."
С другой стороны, Кремль стремится успокоить западное общественное мнение и предвосхитить критику. Москва уверяет, что она прислушивается к предупреждениям западных государственных канцелярий, ООН и даже Папы Франциска против угроз "гуманитарной катастрофы" в Идлибе, указывает автор статьи.
"Месседж, адресованный общественности, ясен: в Идлибе нет другой альтернативы, кроме вытеснения террористов. Но это не может быть сделано без согласования с турецким союзником, - напоминает Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", считающийся близким к Кремлю. - Отсюда вытекает значимость переговоров между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Их сложности, возможно, объясняют то, что операция в Идлибе запаздывает".
Встреча с глазу на глаз между российским и турецким президентами запланирована в рамках саммита, который пройдет в пятницу 7 сентября в Иране вместе с президентом Исламской Республики Хасаном Рухани. Можно быть уверенным в том, что Кремль не начнет наступление в Идлибе до этой встречи, резюмирует журналист.