Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 апреля 2001 г.

Фредерик Кемп | The Wall Street Journal

Анализируя внешнеполитические планы Москвы

Хотите получить представление о России, чьи противоречивые шаги заставляют Запад задаваться вопросом, кто она: друг или враг? Поговорите с министром иностранных дел Игорем Ивановым - приятным, умеющим хорошо выражать свои мысли дипломатом, который смог пережить исторические перипетии последних двух десятилетий. Сейчас, когда при новой администрации Буша отношения между США и Россией переживают непростые времена, он полон решимости свести к минимуму возможный ущерб и предлагает мне познакомиться со своими внешнеполитическими планами, которые, в лучшем случае, можно назвать противоречивыми.

К примеру, оказывается, что Москва хочет заручиться поддержкой Запада в плане принятия России в западные организации. Она хочет торговать, получать кредиты и реструктурировать долг. И в то же самое время Москва продает оружие заклятым врагам Вашингтона, противится американским планам создания НПРО и выступает с туманными угрозами в случае дальнейшего расширения НАТО.

Иванов словно не замечает ранее сделанных представителями администрации Буша заявлений о том, что они не будут играть в эту игру. Министр обороны США Дональд Рамсфелд назвал Россию "активным распространителем". Его заместитель Пол Вулфовиц подчеркнул, что русские не могут рассчитывать на получение миллиардов долларов западной помощи, одновременно продавая оружие, которое угрожает американским летчикам и морякам.

Иванов пожимает плечами: "Администрация США пересматривает всю свою политику, касающуюся стратегических обязательств. Мы не можем не заметить некоторых заявлений, но, с другой стороны, мы не делаем из них далеко идущих выводов".

По словам Иванова, Запад не представил ему никаких доказательств, что Иран или кто-то еще использует российское оружие в целях ядерного распространения. Он подчеркивает, что Россия занимает далеко не лидирующие позиции в мировой торговле оружием и что она не считает эти страны "изгоями"; это дело ООН. Он не придает большого значение высылке 50 российских дипломатов из Вашингтона, за которым последовал адекватный ответ Москвы, отмечая, что Вашингтон "считает этот вопрос закрытым".

В 90-е годы дипломаты могли бы назвать эти последние события "холодным миром". Однако дипломаты нового поколения используют для этого термин, взятый из компьютерной лексики: "Coopetition"(производное от "cooperation"(сотрудничество) и "competition" (конкуренция), прим. пер.). В настоящее время в бизнесе часто бывает так, что компании, ожесточенно конкурирующие друг с другом в одной области, сотрудничают между собой в других сферах. Хотя в дипломатии эта теория имеет свои изъяны. Белому дому будет нелегко примириться с Россией, которая продает оружие его врагам - явно в рамках "конкуренции" на рынке оружия - и в то же время стремится к "сотрудничеству" с Вашингтоном в плане вступления в ВТО.

Для России проводить сейчас внешнюю политику - значит играть в меру своих возможностей. У нее нет средств, нормальной экономики, военной мощи и вляительных союзников, чтобы вести себя, подобно США. Хотя у нее есть энергичный, ловкий и расчетливый президент Владимир Путин. Поведение России в ходе дебатов вокруг НПРО позволяет судить о том, как России удается извлечь из своего понизившегося статуса максимально возможную выгоду в той области, где американская позиция еще окончательно не сформировалась и где сильна международная оппозиция США, особенно со стороны Китая и Европы.

Иванов отрицает, что российская оппозиция НПРО является проявлением антиамериканизма. По его словам, Россия предлагает создать под контролем и при финансовом содействии международного сообщества такую систему ПРО, которая - если дипломатические усилия окажутся безуспешными - могла быть развернута вокруг любой страны и региона, которым, по мнению СБ ООН, будет угрожать опасность. "Мы намерены придерживаться очень конструктивной позиции,- говорит он.- Мы хотим вести профессиональный разговор на уровне экспертов..."

Другим спорным вопросом является дальнейшее расширение НАТО, решение о котором альянс пообещал принять на саммите 2002 года. Иванов признает, что у России нет права вето в отношении стран Балтии, которые - как и любые другие страны - свободны в выборе союзников. Однако, по его словам, НАТО является пережитком прошлого, которому нет места в нынешнем мире, поскольку холодная война окончена. Что произойдет, если НАТО все равно примет в свои ряды новых членов? В ответ Россия предпримет адекватные шаги с учетом возникшей угрозы для ее безопасности.

Чтобы разъяснить российскую позицию по этому и другим вопросам, Иванов называет четыре приоритетных внешнеполитических задачи, которые ставит перед собой Россия. Что характерно, они, главным образом, обусловлены соображениями внутриполитического характера.

Главной задачей России является создание благоприятных внешних условий для развития демократии в России, а также экономического и социального благосостояния страны. По словам Иванова, администрация Путина полна решимости направить большую часть своих ресурсов на внутреннее развитие, а не на военные расходы.

Второй в списке у Иванова значится международная стабильность, и именно к этой области Иванов относит противоборство России американским планам по созданию НПРО и борьбу с "международными террористами" в Чечне. Он будет бороться против любых отказов от Договора по ПРО от 1972 года, который является краеугольным камнем всей системы безопасности.

Третья задача заключается в защите российских граждан на рубежом. "Здесь мы будет действовать значительно более активно, чем в предыдущие годы". Возможно, российская демократия далека от совершенства, но Путин хорошо понимает, что защита интересов российских граждан за рубежом обеспечит ему поддержку избирателей.

В-четвертых, Россия намерена также оказывать активную поддержку российскому бизнесу и добиваться интеграции страны в международные структуры. Это означает, что российские представительства за рубежом будут более активно лоббировать коммерческие сделки таких компаний, как "Лукойл" и "Газпром", и содействовать принятию России в такие организации, как ВТО.

Все это свидетельствует о том, какие непростые задачи придется решать России, и какие возможности открываются перед администрацией Буша, которая хочет дать понять России, что за экономическую поддержку придется заплатить политическую цену. США должны рассматривать продажи оружия и как источник денежных поступлений, и как политическую угрозу.

Речь идет о настойчивом стремлении России, чтобы саммит Путин-Буш состоялся до их запланированной встречи в рамках совещания "большой восьмерки" в Генуе. Тем не менее, по словам администрации Буша, организация столь важной встречи требует времени. "Оба президента - энергичные люди, и если ситуация этого потребует, они легко смогут выйти за рамки протокольных ограничений...", - отметил Иванов.

Возможно, это кажется маловероятным при нынешних непростых американо-российских отношениях. Однако, как только нынешний конфликт утихнет, Буш неизбежно встретится с Путиным на саммите. У себя в стране Путин будет играть роль сильного лидера, однако, чтобы сделать сильной Россию, ему не обойтись без США. Будем считать нынешний период подготовительным перед началом настоящих деловых отношений.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru