Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 апреля 2003 г.

Питер Бейкер | The Washington Post

Иракский мужчина рисковал всем, чтобы спасти американского солдата

На прошлой неделе Мухаммед, общительный 32-летний иракский юрист, приехал в госпиталь в Насирии, чтобы навестить свою жену, медсестру этого заведения. Он сразу обратил внимание на зловещее присутствие в госпитале агентов безопасности.

Он начал расспрашивать персонал больницы, с чем связаны такие меры безопасности, и один из врачей рассказал ему, что здесь держат американского солдата. Доктор привел его на первый этаж, и через стекло юрист увидел молодую женщину в бинтах, лежащую в кровати под белым одеялом.

Вместе с ней в комнате находился импозантный иракский мужчина, одетый во все черное. Мухаммед содрогнулся, когда он с силой хлестнул американку рукой, а затем тыльной стороной ладони. Именно тогда Мухаммед решил что-то сделать, чтобы помочь девушке. После того как мужчина в черном ушел, Мухаммед проник в комнату.

"Не волнуйся, не волнуйся", - сказал он девушке.

Пять дней спустя после того, как Мухаммед нашел морскую пехоту США и сообщил пехотинцам о том, что узнал, под покровом ночи около шестиэтажного здания госпиталя приземлились вертолеты Black Hawk и группа хорошо вооруженных командос провела штурм здания. С помощью карт, нарисованных Мухаммедом и его женой, командос быстро нашли раненную Джессику Линч, рядового 1-го класса, и доставили ее в безопасное место.

По словам Мухаммеда, он решил спасти 19-летнюю американку, потому что не мог смотреть, как ее избивают. "У меня сердце екнуло, - вспоминает он свою первую реакцию. - Тогда я решил пойти к американцам и рассказать им эту историю".

Вчера Мухаммеда и его семью доставили в военный американский лагерь. Сегодня их должны отвезти в лагерь беженцев, созданный в южном портовом городе Умм-Каср. После душа им выдали свежую одежду - футболку MTV жене Мухаммеда, Иман, и камуфляжную футболку их шестилетней дочери - правда, она оказалась ей великовата. Когда Мухаммед упомянул о том, что хотел бы иметь у себя американский флаг, морпехи немедленно разыскали один.

"Он для нас - своего рода вдохновение", - говорит подполковник Рик Лонг, который пригласил иракцев на ужин к себе в трейлер.

Если бы не его помощь, говорят морпехи, они не смогли бы так быстро освободить Линч. "Информация была чрезвычайно важной, - замечает полковник Билл Деррет, который помогает семье Мухаммеда получить статус беженцев, чтобы обезопасить их от преследований.

Линч числилась пропавшей без вести с тех пор, как 23 марта ее подразделение из состава 507-й ремонтно-технической роты отклонилось от направления движения основной колонны американских войск и попало в засаду в районе города Насирия. Засада была организована членами иракских полувоенных формирований, вероятнее всего, федаинами Саддама, которые постоянно атакуют американские войска по пути их следования к Багдаду.

В ходе этого нападения несколько солдат погибли. Линч сразу же открыла ответный огонь по врагу.

По словам членов семьи Линч, у нее нет ни пулевых, ни ножевых ранений, как сообщалось ранее.

В результате нападения в плен было захвачено пятеро солдат. Семь человек по-прежнему считаются пропавшими без вести.

В Германии Джессике Линч была сделана хирургическая операция, в ходе которой был устранен зажим нервного окончания, возникший из-за перелома. У нее сломаны обе ноги и рука. Она уже поговорила по телефону со своими родными в Западной Вирджинии.

Мухаммед, фамилия которого не разглашается по просьбе морских пехотинцев, родился в Неджефе, священном городе для мусульман-шиитов.

Он часто улыбается и с удовольствием говорит "добро пожаловать". У него высшее юридическое образование, которое он получил в Басре, он немного говорит по-английски. В целом, его жизнь в Ираке была вполне приемлемой - у них есть дом и машина российского производства. Однако, говорит Мухаммед, они хотят, чтобы режим Хусейна был свергнут.

Когда он увидел в госпитале федаинов, то сразу понял, что ничем хорошим это не обернется. Некоторых он знал лично. На вопрос о том, что он о них думает, Мухаммед отвечает: "Очень, очень, очень, очень плохие. В моем сердце нет добрых чувств к ним". Мухаммед вспоминает, как после начала войны они тащили по улицам труп женщины, по всей видимости, убитой за то, что она помахала американскому вертолету рукой.

В тот день, когда он впервые увидел Линч, иракцы хотели ампутировать ей ногу, которую она повредила в ходе атаки или после ее. Он упросил доктора не делать этого.

"Человек остается человеком независимо от его национальности, - объясняет он. - Поверьте мне, я люблю американцев".

В тот же день он отправился на поиски американцев. Они в то время укрепляли свои позиции к востоку от Насирии, чтобы обезопасить линии снабжения по двум мостам через Евфрат. Мухаммед прошел шесть миль, прежде чем натолкнулся на морских пехотинцев.

"Что тебе нужно?" - спросил его один из военнослужащих.

"У меня есть важные сведения о женщине-солдате в госпитале", - ответил он.

Мухаммед испытывал судьбу, не только предавая иракские власти, но и приближаясь к морпехам. Федаины Саддама и их приспешники часто одеваются в гражданскую одежду, чтобы подобраться к американским войскам и обстрелять их с близкого расстояния. Некоторые из них изображают сдачу в плен. Американцы несколько раз обстреливали гражданских лиц на КПП.

Однако после того, как Мухаммед упомянул о женщине-солдате, его немедленно доставили к офицерам, которые начали расспрашивать его о госпитале и о том, есть ли там другие солдаты. Своей жене Мухаммед велел отправиться к родителям. В ту ночь, как рассказали ему друзья, федаины провели в его доме обыск.

Задача Мухаммеда не ограничилась передачей информации американцам. Дважды в течение двух последующих дней американцы отправляли его в госпиталь, чтобы добыть требуемую для штурма информацию. Он говорит, что это было дело не из легких, потому что нужно было проникнуть в госпиталь так, чтобы его не увидели ни федаины, ни их информаторы.

Он подсчитал точное количество федаинов в госпитале - 41. Около входа в палату Линч находилось четверо агентов в гражданском, вооруженных автоматами Калашникова и рациями. Мухаммед сам прошел по всем путям, которые могли потребоваться морпехам во время штурма. Он выяснил все, что только можно, об операционном штабе, который федаины основали в госпитале.

Возвратившись на базу морской пехоты, он нарисовал пять карт. Его жена тоже сделала набросок. Дальше за работу принялись военные планировщики.

В итоге рано утром в среду отряд специального назначения "Морские котики", рейнджеры и американские ВВС нанесли основной удар и провели штурм госпиталя, а морпехи инсценировали удары в окрестностях Насирии, чтобы отвлечь внимание федаинов и их союзников. В итоге рядовая Линч была спасена, и это событие стало одним из немногих успешно окончившихся операций по спасению военнопленных и заложников за последние полвека.

Мухаммед отказался от своей прошлой хорошо знакомой жизни ради женщины, которую успел узнать только поверхностно. После окончания операции он и его семья приехали на военную базу, не взяв с собой ничего, кроме одежды и одеяла. Однако Мухаммед говорит о том, что ему пришлось исполнить, со счастливой улыбкой на лице. Он не сомневается в том, что принял правильное решение.

"Иначе она бы не выжила, - подчеркивает он. - За себя я не боюсь, я боюсь только за мою дочь и жену, - он оглядывается на них, - потому что я их люблю".

Мухаммед хотел бы продолжать сотрудничество с американцами. Может быть, он мог бы добывать информацию в других частях Ирака. Его жена может помогать раненным солдатам. Может быть, позже он съездит в Америку. Но обязательно вернется домой.

"В будущем, когда Хусейн будет свергнут, - говорит он, - я вернусь в Насирию. Тогда федаины будут уже не страшны. Когда не будет Саддама, они тоже исчезнут".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru