Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 апреля 2007 г.

Фрэнсис Элиот | The Independent

Опиум для народа. Нетривиальный шаг по легализации урожая мака

Independent может сообщить, что Тони Блэр рассматривает возможность легализовать производство мака на заднем дворе у "Талибана". План может покончить с дефицитом медицинских опиатов во всем мире, обуздать контрабанду и нанести удар по мятежникам

Бутоны миллионов цветов мака набухают в Афганистане. В отдаленных южных провинциях на границе с Ираном сбор урожая начнется в апреле. К середине мая в полях вокруг британских военных лагерей в Хелманде будет раздаваться звон кос, а не стрельба.

В этом году урожай опиума почти наверняка будет самым большим в истории. За пять лет после свержения режима "Талибана" площади, на которых выращивают мак, увеличились с 8 тыс. до 165 тыс. гектаров.

США хотят нарастить программы по уничтожению посредством опрыскивания полей с воздуха. Но Блэр, стремящийся завоевать "сердца и умы" в Афганистане и защитить британских военнослужащих, стоит на пороге разворота, который противоречит политическому курсу президента Джорджа Буша.

Как стало известно The Independent on Sunday, премьер-министр отдал распоряжение о пересмотре стратегии по борьбе с наркотиками, включая возможность легализации производства мака, после экстренного совещания с членами парламента от консерваторов в среду. Тобиас Эллвуд, заднескамеечник, избранный меньше двух лет назад, видимо, преуспел там, где министры и чиновники потерпели неудачу, заставив Блэра задуматься о чрезвычайно важной перемене в политическом курсе.

Сторонники этой меры говорят, что она не только обуздает незаконную торговлю наркотиками, которая поставляет 80% героина на британские улицы, но также нанесет удар по мятежникам "Талибана" и поможет спасти жизни британских солдат. Наркотик, произведенный легально, можно будет использовать в основном для смягчения дефицита опиатов для медицинского применения в Британии и за ее пределами, говорят они.

Пресс-секретарь Даунинг-стрит подтвердил, что Блэр в настоящее время рассматривает возможность возврата к пилотному проекту, который позволил бы некоторым фермерам легально выращивать и продавать свои урожаи фармацевтическим компаниям. Такая смена настроения удивила МИД, который в последнее время отрицал, что рассматривается законное производство мака. Запрос на основании закона о свободе информации помог выяснить, что правительство внимательно отнеслось к предложениям скупить афганский урожай мака еще в 2000 году, при талибах. Ликвидация этого режима, представленная американским и британским избирателям как победа в "войне с наркотиками", сделала политически трудным финансирование фермеров, растящих мак.

Но связи между наркотическими полевыми командирами, терроризмом и "Талибаном" ясны. Наркодельцы держали фермеров в определенной форме зависимости, предоставляя кредиты, за которые следовало расплачиваться опиумом. Многие из тех, кто зимой воюет с британцами, вернутся в свои деревни растить мак весной и летом. Огромные прибыли дельцов помогают финансировать войну против войск НАТО.

Белый дом последовательно отвергает идею, что опиум может способствовать решению проблемы хронической бедности Афганистана. Но есть ясные признаки изменения отношения мирового сообщества к разрешению легальной торговли. Президент Пакистана Первез Мушарраф заявил, что "покупка урожая - это идея, которую можно использовать". Он добавил: "Нам понадобятся деньги от США или ООН. Но мы можем купить весь урожай и уничтожить его. Таким образом, бедные крестьяне не пострадают".

Президент Афганистана Хамид Карзай, который в прошлом был против такой постановки вопроса, как говорят, в частном порядке изменил свое мнение - если лицензионную схему возьмет на себя мировое сообщество.

Участники кампании за изменение политики подчеркивают, что опиум, который не надо уничтожать, может смягчить всемирный дефицит опиатов. Министры недавно признались, что у Национальной службы здравоохранения кончаются диаморфин и кодеин. У многих развивающихся стран, особенно в Африке, нет адекватных запасов элементарных обезболивающих средств, и участники кампании говорят о "глобальном болевом кризисе".

Британия возглавляет международную операцию стоимостью 1 млрд фунтов в год по уничтожению мака в Афганистане. Только наша страна за последние четыре года потратила почти 200 млн фунтов на попытки уничтожить маковые поля и убедить фермеров выращивать другие культуры.

Тем временем в провинции Хелманд, оплоте "Талибана", производство мака, по официальным данным ООН, увеличилось на 169%. Полагают, что около 400 тыс. афганцев вовлечены в торговлю, значительно превосходящую официальный ВВП страны. В прошлом году Афганистан произвел 92% мирового опиума, стоимость которого составила почти 3 млрд долларов. Операции афганских властей по борьбе с наркотиками считаются в лучшем случае неэффективными, а в худшем - коррумпированными, так как местные политики приказывают уничтожать урожаи конкурентов и защищать свои. Всего 43 тыс. акров мака было уничтожено в прошлом году.

Британия не поддается давлению Соединенных Штатов, требующих опрыскивать маковые поля с воздуха, опасаясь, что масштабное уничтожение источников существования бедных фермеров толкнет многих их них в объятия "Талибана". В прошлом году солдат, расквартированных в Хелманде, втянули в самые яростные бои со времен Корейской войны, несмотря на все старания избежать уничтожения местных урожаев мака.

Противники предложения скупать урожаи и лицензировать крестьян говорят, что это просто поднимет цены на опиум, увеличив его привлекательность для фермеров. Госдепартамент США сомневается, что афганскому правительству можно доверить отделение законно произведенных наркотиков от нелегальной продукции. Хотя Турция успешно перенесла производство с черного рынка в сферу легальных медицинских поставок, Афганистан, говорит он, не имеет ни инфраструктуры, ни системы безопасности, чтобы сделать легальное производство мака экономически целесообразным и надежным.

Попытки вырастить альтернативные урожаи тоже рискованны. Британия, вместе с другими, вложила десятки миллионов фунтов в убеждение фермеров растить гранаты, картофель и мяту.

Но Эллвуд, бывший офицер полка "Зеленые куртки", а ныне член парламента от Восточного Борнмута, убедился, что пилотный проект необходим, чтобы проверить идею законного производства, во время частых поездок в Афганистан. Он считает, что было бы возможным использовать прибыль от торговли для строительства инфраструктуры, а фермеры, находясь под контролем правительства, а не наркобаронов, могут постепенно отказаться от мака и перейти на другие выгодные культуры.

В среду он устроил презентацию для премьер-министра и чиновников МИДа, предложив временно стать координатором усилий правительственных структур и НПО. Он предложил Британии курировать пилотный проект в Хелманде.

Пресс-секретарь Даунинг-стрит заявил, что Блэр согласился рассмотреть идею и ответит до Пасхи, добавив: "Премьер-министр отметил, что имеются сомнения по поводу способностей афганского правительства в этом отношении".

Эллвуд сказал: "Парадоксально, что мир, включая Британию, испытывает дефицит диаморфина и кодеина, но мы решаем не дать четвертой беднейшей стране мира производить их. Вместо этого мы уничтожаем урожаи, вызывая отчуждение общин, которые затем ищут поддержки у "Талибана". Через пять лет после вторжения мир остается туманной надеждой. Пока вопрос урожаев мака не будет решен, хрупкий зонтик безопасности никогда не станет достаточно прочным для того, чтобы долгосрочные инициативы восстановления и развития пустили корни".

Драгоценный урожай, способный убивать и лечить

Ежегодно еще десятки тысяч гектаров афганской земли уходят под незаконное производство мака. Президент Хамид Карзай назвал торговлю опиумом "раковой опухолью" страны. Сбор урожая нынешнего года начнется через несколько недель.

Тони Блэр стал очередной фигурой, рассматривающей возможность перевести производство сырья на полях Афганистана на легальные рельсы.

Законный путь

Старейшины деревень получают обязанность обеспечивать, чтобы лицензированные фермеры выращивали лишь такое количество мака, которое позволяет выполнить годовые квоты, а затем растили другие, продовольственные культуры.

Фермерам разрешается поставлять только маковую соломку, базовый ингредиент опиума, которую затем увозят на регулируемые местные заводы, где производят наркотик.

Законные фармацевтические компании покупают опиум в Афганистане и производят медицинские опиаты для облегчения боли у пациентов в больницах всего мира.

Незаконный путь

Торговцы опиумом держат фермеров фактически в рабстве, предоставляя им крупные займы, позволяющие семьям пережить зиму, с тем чтобы летом они расплатились опиумом.

Фермеры производят собственный опиум, который сдают торговцам. Те передают его по командной цепочке наркотическим полевым командирам, которые перерабатывают его в героин.

После контрабанды через Иран и Балканы афганский героин попадает на улицы - и в вены британских наркоманов - по цене около 50 фунтов за грамм.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru