Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 апреля 2007 г.

Эндрю И. Крамер | The New York Times

Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию

Может быть, дни "холодной войны" и миновали, но сегодня Россия и США схватились в другой битве - научно-технической, в связи с монополией США на спутниковую навигацию.

По заявлениям Москвы, к концу текущего года Роскосмос планирует вывести на орбиту восемь навигационных спутников - одно из завершающих звеньев собственной навигационной системы России, которая называется ГЛОНАСС - "Глобальная навигационная спутниковая система".

Ожидается, что система начнет действовать над российской территорией и частью прилегающих к ней районов Европы и Азии, а в 2009 году станет всемирной и составит конкуренцию американской "Глобальной системе позиционирования" (GPS).

Россия - далеко не единственная страна, пытающаяся подорвать монополию США на навигационные технологии. Китай уже запустил в космос первые спутники своей собственной системы "Бэйду" (так по-китайски называется созвездие Большой Медведицы). Евросоюз также приступил к разработкам альтернативной системы "Галилео", хотя работы приостановлены из-за сомнений частных инвесторов в доходности проекта. Российская система, финансируемая государством за счет нефтяных прибылей, наиболее близка к завершению.

Научно-техническое соперничество отчасти подогревается тем обстоятельством, что область потенциального практического применения спутниковой навигации весьма широка. Она вовсе не сводится к указанию дороги водителям в незнакомых местах - функции, с которой ассоциируется спутниковая навигация у большинства людей. Но спутниковую навигацию интегрируют в свою деятельность разные отрасли, включая сельское хозяйство и банковскую сферу. Возможно, она предоставит платформу даже для таких услуг, как "привязанная к географическим точкам реклама": прогуливаясь по улицам, мы будем получать на экран мобильного телефона уведомления, что неподалеку есть "Старбакс" или "Макдональдс".

Объем продаж GPS-устройств уже резко возрос. В 2006 году, по данным вашингтонской профессиональной ассоциации GPS Industry Council, он достиг 15 млрд долларов и продолжает расти на 25-30% в год.

Но битва за контроль над навигационными технологиями также объясняется страхом, что США могут воспользоваться своим положением монополиста - в конце концов, система разработана и курируется военными, - в чрезвычайных ситуациях отключая сигналы.

"Через несколько лет ведение бизнеса без навигационных сигналов будет немыслимо, - говорит А.Г. Ионин, аналитик по аэрокосмическим вопросам Центра анализа стратегий и технологий при российском Министерстве обороны. - Навигационным сигналом будет пользоваться все, что движется: самолеты и поезда, яхты и люди, ракеты, ценные животные и просто любимые собачки".

Как пояснил Ионин, с повсеместным распространением этой технологии страны, которые предпочтут полагаться исключительно на GPS, попадут в "геополитическую ловушку" американской монополии на одну из главных инфраструктур эпохи интернета. Теоретически США смогут отказать в предоставлении навигационных сигналов таким странам, как Иран и Северная Корея, причем не только во время войны, но и в качестве экономической санкции в области высоких технологий, которая потенциально может, по словам Ионина, нарушать работу энергетических систем, банков и других сфер. По официальным заявлениям США, они обязуются беспрерывно предоставлять сигналы во всем мире.

Кстати, GPS-приемники являются стержнем конфликта вокруг задержания Ираном 15 британских моряков и морских пехотинцев. Британцы утверждают, что, согласно показаниям приемников на их судах, те находились в водах Ирака; иранцы в ответ демонстрируют координаты на карте, которые, по их словам, свидетельствуют о пребывании моряков в территориальных водах Ирана.

Безусловно, российский проект будет иметь широкие последствия для вооруженных сил по всему миру, поскольку он предоставляет доступ к навигационной системе, не контролируемой Пентагоном. Это соответствует духу все более твердого внешнеполитического курса Москвы.

США официально открыли гражданским пользователям доступ к GPS в 1993 году, пообещав предоставлять услуги системы во всем мире беспрерывно и безвозмездно.

По оценкам аналитиков и топ-менеджеров данной отрасли, российская система также призвана произвести переворот в стремительно расширяющейся индустрии производства бытовых навигационных устройств, так как она обещает некоторые технические преимущества над GPS как безальтернативной системой.

Президент Владимир Путин, часто касающийся в своих выступлениях ГЛОНАСС и ее возможностей, призвал российских ученых сделать эту технику более удобной в обращении.

Как сообщило агентство "Интерфакс", Путин заявил в марте на заседании российского правительства: "Для того чтобы (потребители) выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству".

"Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию системы ГЛОНАСС", - сказал Путин своим министрам.

Корни GPS - в разработках американских военных 1960-х годов. В 1983 году, когда система еще не была полностью введена в строй, президент США Рейган предложил сделать ее доступной для гражданских пользователей по всему миру после того, как корейский пассажирский авиалайнер случайно оказался в воздушном пространстве СССР и был сбит.

В боевых условиях GPS впервые была испытана в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Эксперты пришли к заключению, что она внесла большой вклад в успех операции по точечной бомбардировке. Это ускорило адаптацию GPS для коммерческих нужд в 1990-е годы.

Российская система также восходит к технологии "холодной войны", предназначенной для навигационного управления стратегическими бомбардировщиками и ракетами. В середине 1990-х она некоторое время действовала, но затем пришла в упадок. Российские спутники и сегодня посылают сигналы, которыми можно пользоваться, но лишь в определенное время.

Для покрытия территории всей планеты орбитальная система должна насчитывать как минимум 24 спутника (таково, кстати, число спутников в орбитальной группировке GPS), не считая резервных.

Чтобы вычислить методом триангуляции свои точные координаты на местности, приемник в каждый отдельный момент должен находиться в зоне видимости минимум трех спутников. Для определения высоты требуется четвертый спутник. Когда другие страны введут в строй свои альтернативные системы, приемники, способные принимать сигналы разных частот, помимо GPS, чаще будут оказываться в зоне видимости трех и более спутников.

На территории США, Западной Европы и Японии координаты определяются с большой точностью, с погрешностью всего в несколько футов. Это достигается благодаря наземным ретрансляторам, дополняющим данные спутников. Российская, а впоследствии также европейская и китайская системы обеспечат более надежную связь, компенсируя потерю сигнала, когда он наталкивается на препятствия типа глубоких ущелий, высоких зданий или даже деревьев.

И все же на территории США, Западной Европы или Японии GPS-приемник, работающий также на ГЛОНАСС-частоте, будет давать не более точные данные, чем обычное GPS-устройство, поскольку существуют наземные станции с корректирующими сигналами. В других частях планеты совмещенный GPS/ГЛОНАСС-приемник будет более надежен и несколько более точен.

Американские производители, доминирующие на этом рынке, возможно, будут вынуждены предоставлять потребителям эти преимущества, изготовляя совместимые с российской системой приемники. Это неизбежно подорвет монополию США на навигационные сигналы, используемые в коммерческих целях.

В этом смысле русские произвели первый залп в битве за небесную инфраструктуру. Россия осознает, сколь многое зависит от влияния на стандарты, которые будут использоваться в гражданских бытовых устройствах.

Спрос на спутниковые навигационные устройства быстро растет. К примеру, их крупнейший производитель, фирма Garmin, в 2006 году более чем вдвое увеличила продажи автомобильных навигационных устройств. В феврале в самый что ни на есть "прайм-тайм" для рекламы (во время трансляции престижного турнира "Супербоул") был показан ролик фирмы, воспринятый как начало эры общедоступных GPS-приемников.

Вот мнение одного из рядовых потребителей: студент художественного колледжа Джереми Людвиг из Колорадо-Спрингс заявил, что готов немного переплатить за устройство, способное принимать и обрабатывать российские навигационные сигналы.

Он поведал нам, что недавно на 25-м шоссе в Колорадо оказался в затруднительном положении: GPS-приемник его "Блэкберри" загадочным образом потерял сигнал как раз в тот момент, когда Людвиг пытался найти нужный поворот на Денвер.

"Если ты не знаешь, куда свернуть на развязке, то, считай, уже заблудился", - заключил Людвиг в телефонной беседе с нашим корреспондентом.

Именно на такую позицию потребителей и делает ставку Россия, одновременно пытаясь сама производить бытовые приемники - на сегодняшний день без особого успеха. Но российская задача по диверсификации навигационных сигналов, используемых в коммерческих целях, будет достигнута, утверждает г-н Ионин, даже если иностранные производители просто примут российский стандарт, а российские усилия по производству бытовых устройств не принесут результатов.

Чтобы поощрить признание системы в мире, Путин во время своих зарубежных поездок старается продвигать ее, приглашая к сотрудничеству и инвестициям в рамках этого проекта.

На данный момент двухчастотный стандарт ввели только производители геодезической техники класса "хай-энд" и профессиональных навигационных приемников.

Например, компания Topcon Positioning Systems из Ливермора, штат Калифорния, предлагает GPS/ГЛОНАСС-приемник для геодезистов и водителей тяжелой строительной техники. На производстве двухдиапазонных приемников специализируется и фирма Javad Navigation Systems, имеющая представительства в Сан-Хосе и Москве.

Джавад Ашджаи, президент Javad, сказал в интервью, что широкое распространение двойного диапазона неизбежно: чем больше спутников, тем, по определению, выше качество обслуживания. "Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%", - отметил он. А "недостающие 10%" гарантируют успех российской системы.

По словам Джавада, для адаптации недорогих бытовых приемников к ГЛОНАСС требуется новая микросхема, разработка которой потребует дополнительных расходов. Однако производственные расходы, вероятно, возрастут незначительно.

В этом году другой производитель устройств класса "хай-энд", фирма Trimble из Саннивейл, штат Калифорния, начала выпуск совместимого с российской системой навигационного устройства для нужд сельского хозяйства. Оно используется, например, при распылении пестицидов с самолета.

Последуют ли этому примеру производители бытовой техники, пока неясно, сказал нам в телефонном интервью Джон Бьючер, аналитик по устройствам беспроводной связи из BMO Capital Markets.

Компания Garmin, контролирующая более 50% американского рынка, еще не выработала своего отношения к ГЛОНАСС. "Мы ждем", - сказала нам по телефону пресс-атташе Garmin Джессика Майерс.

По утверждению Майерс, надежность существующих устройств уже удовлетворяет потребности большинства потребителей. Рост индустрии обеспечивается скорее путем совершенствования виртуальных карт и программного обеспечения - упор делается на то, чтобы эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы. Например, новейшее автомобильное навигационное устройство Garmin предупреждает водителей о пробках на пути их следования и ценах на бензин на ближайших бензоколонках.

Но как минимум внутри России Кремль гарантирует рынок сбыта для ГЛОНАСС-приемников, обязав оборудовать ими корабли, самолеты и грузовики с опасными грузами, а также предоставляя гранты полудюжине российских производителей навигационных устройств.

Однако, при всей точности результатов, некоторые из устройств российского производства, которые вскоре поступят в продажу, даже по российским меркам не слишком удобны для пользования.

Например, ученые Российского Института радионавигации и времени (Санкт-Петербург) разработали двухчастотный приемник "M-103". Теоретически в сложных условиях - например, в "каньонах" между небоскребами Манхэттена - он принимает сигналы более надежно.

На вид это сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за тысячу долларов, причем дисплей надо покупать отдельно. Чтобы воспользоваться устройством, нужно размотать кабель, соединяющий приемник с внешней антенной на раздвоенной опоре. Опора втыкается в землю.

"К сожалению, карманную модель мы еще не разработали", - сообщил В.С. Жолнеров, заместитель директора института.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru